• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологи из Вышки описали «синдром утёнка» среди пользователей цифровых интерфейсов

Одним из его симптомов являются посты: «Дуров, верни стену!»

ISTOCK

Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Надежда Глебко и Елена Горбунова изучили особенности «синдрома утёнка» — предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. Учёные сравнили его с другими когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво. Результаты исследования опубликованы в новом выпуске журнала «Психологические исследования: электронный научный журнал».

Взаимодействие с мобильными и компьютерными интерфейсами занимает минимум 4–5 часов пользовательского времени в день. При этом любой интерфейс регулярно обновляется и подвергается различным изменениям дизайна — как для введения новых функций, так и с целью улучшения удобства пользователей. От того, как проходит адаптация пользователя к изменениям, зависит характер его дальнейшего взаимодействия с интерфейсом.

Исследователи отмечают, что взаимодействие с цифровой средой влияет на работу нашей психики и приводит к появлению новых психологических механизмов. Один из них — это «синдром утёнка», предпочтение первой версии интерфейса всем последующим. После очередного обновления пользователи хотят, чтобы интерфейс не менялся, особенно если приложением или сайтом они пользуются регулярно. Среди ярких примеров проявления синдрома — активные призывы пользователей «вернуть стену» в социальной сети «ВКонтакте».

Термин был заимствован из биологии, где под ним понимается импринтинг или запечатление. Обычно первым увиденным объектом в жизни птенца является его мать. Чтобы выжить, он должен её мгновенно запомнить — запечатлеть — и везде следовать за ней. Если вместо птицы перед птенцом предстанет иной объект, то он запечатлит его — и будет считать своей матерью. Австрийский этолог Конрад Лоренц исследовал этот феномен и «запечатлевал» себя гусятам вместо их биологической матери-гусыни, после чего выводок бегал за ним как привязанный. Из-за ошибки в переводе с немецкого на русский этот феномен стал известен не как «синдром гусёнка», а как «синдром утёнка».

Исследователи из Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ рассматривают «синдром утёнка» как особый феномен человеческой психики, возникший в результате взаимодействия с цифровой средой. В своей работе они сравнили его с уже известными когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво.

Среди когнитивных искажений «синдром утёнка» похож на эффект знакомства с объектом, когда человек предпочитает знакомый объект незнакомому. Однако «синдром утёнка» акцентирует внимание именно на процессе взаимодействия с интерфейсом, а не на самом интерфейсе. Пользователь оценивает прежде всего удобство выполнения задач с помощью этого приложения или сайта. Если бы пользователь не взаимодействовал с приложением или сайтом, то не реагировал бы на изменения так остро.

«Синдром утёнка» также напоминает эффект владения, когда человек больше ценит те объекты, которые уже имеет, а не те, которые может приобрести. Однако эффектом владения объяснить предпочтение старого интерфейса новому сложно, ведь интерфейс — это не вещь и владеть им нельзя. «Синдром утёнка» связан прежде всего с важностью первого взаимодействия с интерфейсом, а не обладания им.

Ещё один пример когнитивного искажения — отклонение в сторону статус-кво, когда человек хочет, чтобы объекты не менялись. Это искажение более других эффектов напоминает «синдром утёнка», однако вновь не охватывает все стороны описываемого явления, прежде всего специфику цифровой среды.

Исследователи отмечают, что ключевое отличие «синдрома утёнка» от уже известных когнитивных искажений — акцентирование внимания на процессе взаимодействия пользователя с интерфейсом. Этот синдром не сводится только к психологическим особенностям пользователя или характеристикам интерфейса.

Результаты нашей работы могут помочь в разработке наиболее безболезненной интеграции обновлений в цифровые продукты. Например, не стоит менять весь интерфейс сразу (цвет, кнопки, шрифты), лучше делать это шаг за шагом. Тогда пользователь сможет привыкать к ним постепенно и не уйдет от сервиса.

Надежда Глебко
Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов

Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2022 году.

IQ

 

Автор текста: Анна Правдюк

24 января, 2023 г.