• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодые исследователи из НИУ ВШЭ примут участие в научной школе по нейробиологии

Молодые исследователи из НИУ ВШЭ примут участие в научной школе по нейробиологии

© iSock

С 17 по 24 июля в Ингушетии, на всесезонном курорте Армхи, состоится Научная школа по экспериментальной и теоретической нейробиологии «Сложные нейронные сети и когнитивно специализированные нейроны». Для участия в мероприятии необходимо было пройти сложный и беспристрастный отбор. По итогам конкурса молодые исследователи из Высшей школы экономики заняли 20% всех выделенных мест.

Научная школа по экспериментальной и теоретической нейробиологии — это цикл лекций и семинаров ведущих ученых о новых достижениях в экспериментальной и теоретической нейробиологии, а также неформальных обсуждений ключевых проблем исследований мозга. Она рассчитана на молодых исследователей, аспирантов и магистрантов, работающих или планирующих вести свои научные проекты в области экспериментальной и теоретической нейробиологии.

Организаторы научной школы — Институт перспективных исследований мозга МГУ и Научный центр «Идея», поддержку которому оказывает «Норникель». Она будет проведена по двум основным темам: «Нейробиология, математика и теоретическая физика интегративной деятельности нейронов» и «Нейробиология, математика и теоретическая физика функциональных нейронных сетей».

В рамках научной школы молодые исследователи прослушают цикл лекций, примут участие в семинарах по актуальным вопросам нейробиологии, математики и теоретической физики интегративной деятельности нейронов, обсудят ключевые проблемы исследований мозга. Перед участниками выступят лекторы — ведущие ученые-нейробиологи, в том числе представители профильных институтов РАН, МГУ, МФТИ, Техасского университета, Brain Corporation (Сан-Диего, США), Центра обучения, памяти и когнитивных процессов Института Вейцмана (Израиль).

Оргкомитет научной школы получил более 240 заявок на 40 мест. В число 40 победителей конкурса вошли восемь представителей Высшей школы экономики. Среди них есть аспиранты и стажеры-исследователи Института когнитивных нейронаук и Международной лаборатории алгебраической топологии и ее приложений НИУ ВШЭ.

Двое победителей конкурса, Константин Сорокин, аспирант и приглашенный преподаватель факультета компьютерных наук, стажер-исследователь Международной лаборатории алгебраической топологии и ее приложений НИУ ВШЭ, и Дария Клеева, аспирант факультета социальных наук, стажер-исследователь Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, рассказали новостной службе портала, почему для них важно участие в научной школе.

Константин Сорокин

Константин Сорокин

«Посещение этой научной школы для меня очень важно как для исследователя, практически полностью сфокусированного на нейробиологических структурах.

Исследованиями, связанными с нейробиологией, я занялся, еще когда учился на факультете математики НИУ ВШЭ. Работая в Лаборатории алгебраической топологии, начинаешь применять высокую математику к практическим проблемам. Постепенно углубившись в эту тему, исследуя как нейробиологию, так и методы топологического анализа данных и машинного обучения, я начал заниматься самостоятельными исследованиями, активно сотрудничая с группой академика РАН Константина Владимировича Анохина и создав на факультете компьютерных наук свой проект и семинар, посвященный компьютерным методам анализа когнитома.

Вместе со студентами и коллегами в рамках проекта мы работаем над проблемой понимания пространственного кодирования клетками места в гиппокампе мозга. За последние полтора года провели немало исследований и получили множество интересных результатов, начали нащупывать рабочие подходы к исследованию данных нейронной активности.

В научной школе будет участвовать множество интересных для меня спикеров, в том числе занимающихся топологическим анализом нейроданных. К примеру, Юрий Дабагян или же Александр Горский, подходящий к нейробиологическим проблемам со стороны теории графов и сложных сетей. Очень интересно послушать Нахума Улановского — исследователя пространственного кодирования нейронами места трехмерного и сложно организованного пространства у летучих мышей (вместе со своей научной группой он построил для этого 800-метровый тоннель).

Будучи активным исследователем в этой области, я должен постоянно взаимодействовать со старшими коллегами, чтобы держать руку на пульсе передовых исследований, понимать научные тренды, а также ценность и истинность своих исследований. К тому же я читаю научные и научно-популярные лекции на различных площадках, вместе с Константином Владимировичем мы участвовали в съемках научной передачи “Границы познания”, через пару недель у меня лекция для широкой аудитории в “Зиларте”.

Чтобы стать участником научной школы, нужно было пройти большой конкурс (уверен, если бы многие студенты были решительнее, он стал бы еще больше). Лично меня пригласил поучаствовать Константин Владимирович — главный организатор и идейный вдохновитель этой конференции. Думаю, я смогу с большой пользой для себя и для проекта провести там время. Очень рад, что у меня будет время обсудить в деталях с людьми, находящимися на переднем крае науки, свои наработки и идеи, понять лучше их интуицию и обменяться опытом».

Дария Клеева

Дария Клеева

«В летней школе от Научного центра “Идея” я буду участвовать второй раз. В прошлом году она проходила в “Сириусе” и была посвящена математическим и физическим аспектам анализа данных в нейронауке. Эта школа позволила не только окунуться в теорию, важную для понимания того, как устроена иерархия сетей мозга, как можно описывать и моделировать динамику их функционирования, но и принять участие в практике. Участникам предлагали на выбор несколько проектов, чаще всего связанных с обработкой тех или иных данных мозговой активности.

По завершении школы каждая команда представляла полученные результаты, а совместное обсуждение этих результатов оказалось полезным для последующего развития проектов уже вне рамок школы. Так, например, до сих пор с коллегами из Сколтеха и МГУ мы продолжаем заниматься проектом, посвященным снижению размерности данных электроэнцефалографии (ЭЭГ) для анализа синхронизации корковых источников.

Участие в подобного рода школах и проектах важно для меня, поскольку тема моей кандидатской диссертации касается разработки методов оценки функциональной связности в коре головного мозга. Эта тема требует подкованности в области цифровой обработки сигналов, статистики и теории графов. Также она популярна в современной нейронауке, ведь именно функциональная связность является информативным маркером важных нейрональных процессов в мозговых сетях.

Когда я узнала, что школа проводится во второй раз в этом году, то сразу отправила заявку. Вне всяких сомнений, участие в ней принесет пользу как с точки зрения работы над моей диссертацией (на школе вновь будет освещаться сетевая нейронаука), так и с позиции расширения научного кругозора (например, в рамках темы биологии, математики и теоретической физики сознания).

При подаче заявки необходимо было обосновать мотивацию участия в школе, перечислить свои проекты и приложить резюме. Аналогичный процесс отбора был и в прошлом году. Судя по тому, что все участники в прошлом году с энтузиазмом посещали лекции и участвовали в проектах, это оптимальные критерии».

Вам также может быть интересно:

Российские ученые предложили новый способ изучения распознавания эмоций

Исследователи из Высшей школы экономики и Южного федерального университета (ЮФУ) разработали новый метод исследования восприятия эмоций по выражению лица. Для изучения способности человека распознавать разные эмоции они предложили использовать анимационные видеозаписи вместо фотографий. Это позволит повысить эффективность проводимых исследований. Результаты опубликованы в журнале  Applied Sciences.

Даже несуществующий медицинский термин значительно влияет на оценку поведения человека

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ Алексей Котов, Иван Асланов и Юлия Судоргина экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти. Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology.

Мозг в космосе: как меняется нервная система человека в невесомости

Роскосмос обсуждает полеты на Марс, NASA планирует организацию туров на МКС, SpaceX тестирует прототип марсианского корабля Starship. Ученые же всерьез обеспокоены безопасностью долгого пребывания в космосе. Влияние невесомости на кости, мышцы и вестибулярный аппарат известно, но как меняется мозг космонавтов? IQ.HSE собрал самые свежие исследования по теме.

О чем расскажут пальцы рук

Соотношение длины пальцев укажет на уровень образования мужчины.

Никотин может помочь в лечении шизофрении

Ученые раскрыли механизм действия никотина на нервные клетки, функции которых нарушаются при психических расстройствах.

Как формируется алкогольная зависимость

Одна из причин алкоголизма — дисбаланс в работе дофамина, воздействующего на "центр удовлетворения" в головном мозге.

Забота о других помогает заботиться о себе

Способность заботиться о себе развивается, когда человек переживает за других. Нейробиологи тесно увязывают эти две способности. Восхищение и сострадание к другим людям вызывает в мозге человека активность в тех нейронных структурах, которые участвуют в формировании самосознания. Тем самым, сопереживание заставляет человека осмыслять собственное «Я», влияет на его этический выбор и вызывает желание участвовать в социально значимых нравственных действиях, рассказали ученые НИУ ВШЭ, доцент кафедры общей социологии Мария Козлова и научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Наталья Кошелева.

Как прикоснуться к науке, которая станет интригой ближайших десятилетий

17 октября в рамках фестиваля «Наука 0+» пройдет Welcome Lab Day департамента психологии НИУ ВШЭ. О том, что покажут на этом дне открытых дверей, какие направления сегодня наиболее популярны в психологии и можно ли заставить человека подчиняться мнению большинства с помощью стимуляции мозга, рассказывает руководитель департамента психологии Василий Ключарев.

В Высшей школе экономики обсудят нейробиологические механизмы социального влияния

30-31 августа 2015 года в Высшей школе экономики пройдет первый международный семинар по нейробиологическим механизмам социального влияния (Neurobiology of Social Influence). Организатор — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ.

Наука о мозге часто подменяется мифами

Образовательное сообщество хотело бы использовать новые достижения нейробиологии — науки, изучающей мозг. Однако попытки транслировать достижения ученых нередко приводят к тому, что учебные методики создаются на основе заблуждений и мифов, отметил руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ Василий Ключарев в докладе «Нейробиология и образование: мифы и взаимосвязи».