• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора

Электростанция «Электропередача»

Электростанция «Электропередача»
Фото: mosenergo.gazprom.ru

Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети ХХ века, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго. Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт».

«Электропередача» — первый и единственный российский проект архитектора Германа Мутезиуса, представителя немецкого Веркбунда. Электростанция была построена в 1914 году в Московской области (сейчас — город Электрогорск), она сочетала в себе передовые инженерные технологии, революционные идеи энергетика Роберта Классона и новаторскую архитектуру немецкого Веркбунда.

До «Электропередачи» в Москве было возведено три электростанции. «Электропередача» стала первой, построенной без элементов русского стиля, чем выделялась на фоне предшественниц. Эта электростанция, одна из первых в России, была сооружена под влиянием рационализма немецкой архитектуры. С одной стороны, из-за нетипичной для таких построек удаленности от города «Электропередачу» не нужно было встраивать в исторический центр. Это давало больший простор воображению архитектора. С другой стороны, авторство проекта до сегодняшнего дня было неизвестно, и полноценно проанализировать задумку архитектора было невозможно.

Строительство «Электропередачи» было предложено энергетиком Робертом Классоном в 1909 году. Предполагалось, что это будет первая в России станция, работающая на торфе. Были созданы проекты главного здания в стиле модерн и эклектичной подстанции (предположительно отечественными архитекторами). Однако в итоге был реализован проект Германа Мутезиуса, в котором нашли отражение идеи рациональной архитектуры, лишенной декоративных элементов предшествующих исторических стилей. Стеклянная крыша (интересно, что в 1905–1907 годах при строительстве ГЭС-2 стеклянную крышу также проектировали, но не смогли реализовать) стала достижением инженерной мысли и важным элементом индустриальной архитектуры.

Герман Мутезиус разрабатывал проект в Берлине летом 1912 года: чертежи датированы 6 июня, 20 июня (2 чертежа), 3 августа и 6 августа. Авторство Мутезиуса выявила по оригинальным чертежам Юлия Шуленина, исследовательница из Школы дизайна ВШЭ.

Юлия Шуленина

«Электростанция давно привлекала мое внимание нестандартной архитектурой, выделяющейся из обычной практики данного периода, — рассказывает исследовательница.  — Также это была одна из немногих станций, где архитектора первого сооружения долгое время не удавалось обнаружить. Несколько лет я собирала информацию об электростанции: документы, воспоминания, фотографии разных лет, искала архитектурные чертежи. Многие проекты удалось найти в техническом архиве ПАО “Мосэнерго”. В их числе — пять чертежей, подписанных архитектором Германом Мутезиусом. Я обсуждала находки с Татьяной Юрьевной Гнедовской, специалистом по немецкой архитектуре второй половины XIX — начала XX века, опубликовавшей книгу “Немецкий Веркбунд и его архитекторы”. Действительно, проект «Электропередачи» не значился в списке работ архитектора».

По словам исследовательницы, “Электропередача” Мутезиуса отсылает к известным постройкам в истории архитектуры — к работам Петера Беренса для фирмы AEG в Германии. Переосмысление классического ордера, шестигранный фронтон, стеклянная крыша и другие элементы соотносят здание с Турбинным заводом AEG Беренса и делают “Электропередачу” важным этапом развития архитектуры (Веркбунд заложил основу для Баухауса и ВХУТЕМАСа) и интересной достопримечательностью Московской области.

С 1880-х годов электрические станции возводили в крупнейших городах по всему миру. Россия не была исключением: в начале ХХ века в стране увеличивалось количество промышленных зданий, росли темпы электрификации. На рубеже веков стало очевидно, что промышленность становится неотъемлемой частью городов и их архитектурного ландшафта. В промышленной архитектуре развитых стран в начале XX века активно применяли инженерные конструкции, железобетон, металлические фермы.

Германия в этот период была одной из ведущих стран в области электрификации и индустриальной архитектуры. Новая эпоха, в которой развитие науки, техники и промышленности занимало важное место, предполагала новые подходы к архитектуре и искусству. Важную роль в осмыслении этих процессов сыграл немецкий архитектор Герман Мутезиус. 

В 1907 году он прочел лекцию об упадке немецкой архитектуры и необходимости ее обновления. Она разожгла бурную общественную дискуссию и повлияла на последующее создание Немецкого художественно-промышленного союза, Веркбунда (Deutscher Werkbund) в октябре того же года. Деятели искусства и промышленных компаний объединялись вокруг идеи синергии искусства и техники. Их привлекала новая промышленная рациональная эстетика, которую только предстояло создать. Мутезиус стал президентом союза и оставался им вплоть до его распада в 1914 году.

Вероятно, на размышления архитектора о первичности технологического процесса над архитектурной эстетикой повлияла и его работа над «Электропередачей». Мутезиусу предстояло оформить четко рассчитанный технологический процесс и иметь дело с разработками, которые ранее не применялись. Среди них — механизированная подача торфа к котлам с применением элеваторов и высоким напряжением в 30 и 70 тысяч вольт.

В 1920-х годах электростанция была модернизирована. Участие в проекте ее трансформации принял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Эдгар Норверт. «Этот проект — результат тесных связей между Россией и Германией в сфере электрификации. В нем нашел отражение новаторский подход к архитектуре, формировавшийся в начале ХХ века под влиянием развития промышленности», — отмечает Юлия Шуленина. 

Вам также может быть интересно:

Реконструкция, реновация, реставрация: Ре-Школа набирает слушателей на программу повышения квалификации

Ре-Школа – международный образовательный проект, созданный Высшей школой урбанистики им. А.А.Высоковского НИУ ВШЭ, французской реставрационной школой L'ecole de Chaillot и архитектурным бюро «Рождественка». Рассказываем, какие актуальные знания и навыки можно получить в Ре-Школе.

Архитектура Северной Африки: от европейской колонизации до независимости

Церкви из бетона, самые высокие в мире минареты, современные здания с историческими мотивами — о тенденциях в архитектуре стран Северной Африки  рассказал доцент НИУ ВШЭ Лев Масиель Санчес на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы». Лекция прошла в институте «Стрелка».

«Я верю, что мы живем в мире городов, а не стран»

Последние четыре года архитектор и сооснователь IAAC (Каталонского института передовой архитектуры) Висенте Гуайарт проработал главным архитектором Барселоны. Этим летом Гуайарт с ознакомительным визитом посетил Москву и Казань, а с нового учебного года планирует открыть в Высшей школе урбанистики собственную лабораторию.

В кампусе ВШЭ на Васильевском острове отреставрирована композиция «Всевидящее око»

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композиции «Всевидящее око», обнаруженной на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса ВШЭ.

Российским школам не хватает финского акцента

Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

Русский авангард в арьергарде

7 февраля гостем клуба «Креативный класс» на отделении культурологии ВШЭ стал историк архитектуры, публицист Владимир Паперный.

Студентки МАРХИ спроектировали будущее Вышки

8 февраля в Высшей школе экономики прошел финальный тур конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса НИУ ВШЭ в Троицке (Московская область).

Какие стены станут родными?

Завершился первый этап проводимого Высшей школой экономики закрытого публичного конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Университетского кампуса ГУ-ВШЭ в подмосковном Троицке. О конкурсе и представленных на него проектах рассказывают члены конкурсного жюри: первый проректор Московского архитектурного института Михаил Шубенков и руководитель Мастерской №3 Моспроекта-2 имени М.В.Посохина Марк Фельдман.

О конструктивизме — с любовью

6 февраля в здании Высшей школы экономики на Мясницкой и вокруг него состоялась лекция-прогулка с московским историком, создателем проекта «Яндекс-панорамы» Николаем Калашниковым, рассказавшим о советской архитектуре первой половины XX века.