• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые определили перспективы развития российской Арктики

Ученые определили перспективы развития российской Арктики

© iStock

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia. 

Развитие российской Арктики входит в число стратегических приоритетов развития страны. Весной 2020 года были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, осенью того же года была выпущена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности.

Среди мер по развитию Арктического региона — крупные ресурсные проекты («Арктик СПГ 2»), строительство ледокольного флота, в том числе трех новых атомных ледоколов, и объектов инфраструктуры — реконструкция портов в Архангельске и Мурманске, строительство железных дорог. 

Однако в условиях текущей государственной политики Арктика остается вещью в себе, с позиций экономики и логистики оторванной от других регионов России. Отдельные арктические проекты сегодня встраиваются в экономику страны, однако единой политики, стимулирующей взаимодействие между регионами, нет. При таком подходе пространственно-экономическая изоляция Арктики может усугубиться, а количество упущенных возможностей реализации промышленно-инновационного и транспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока России будет расти. 

Чтобы понять, как избежать «арктической самоизоляции», ученые проанализировали государственную политику развития Арктики, инфраструктурные и энергетические проекты, мнения экспертов и общественную дискуссию по этому вопросу. 

Ресурсы Арктики и северных регионов России традиционно имеют колоссальное значение для экономики страны. Здесь производят 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов. На регион приходится 10% российского ВВП и 20% всего экспорта из России. Объем перевозок по Северному морскому пути за последние пять лет вырос в шесть раз и в 2019 году составил 30 млн тонн. Сама трасса активно модернизируется. Возможности России в Арктике во много раз превышают возможности других стран. Если в распоряжении США — пять дизель-электрических ледоколов, Канады — семь, то у России их более 40, в том числе пять атомных, три из которых планируется заменить на новые в 2020-х годах.

Работу, жизнь и ведение бизнеса в регионе затрудняют суровые природно-климатические условия, огромные пространства и хрупкость экосистем. Арктические экосистемы не успевают приспособиться к ускоряющемуся потеплению и росту антропогенной нагрузки.  По качеству жизни населения Арктика пока отстает от общероссийского уровня. Транспорт и коммуникации в регионе развиты плохо; из северных регионов продолжается отток населения. Строительство объектов инфраструктуры Северного морского пути, включая строительство ледокольного флота, затягивается. В регионе есть критические экологические проблемы: загрязнение воздуха, грунтовых вод и почв. 

Как правило, большинство экономических и социальных проектов в Арктике требуют гораздо больше средств и времени, чем в других регионах России, и с рыночной точки зрения могут оказаться малоэффективными. Если бизнес хочет развиваться в регионе ответственно, на него ложится дополнительная финансовая нагрузка. Для снижения экологических рисков нужно использовать дорогостоящие технологии, а суровые условия жизни населения в северных городах требуют участия бизнеса в финансировании части социальных услуг.

Учитывая значительный ресурсный потенциал Арктики, ученые полагают, что для ее дальнейшего развития к существующей программе развития Арктической зоны необходимо добавить «региональную надстройку» — организовать более тесные связи этого региона с Сибирью и Дальним Востоком. 

Илья Степанов

«Арктические проекты во многом не учитывают инновационный, экономический, промышленный потенциал, который был и остается в Сибири и на Дальнем Востоке,  — комментирует Илья Степанов, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. — Эти проекты могли бы быть более тщательно встроены в систему экономико-транспортных взаимосвязей с другими регионами. Арктика богата природными ресурсами, в Сибири сконцентрирован технологический, инновационный и кадровый потенциал, сильная сторона Дальнего Востока — в транспорте, логистике, связях с азиатским рынком. Более тесное взаимодействие между регионами поможет решить проблему зависимости от импортного оборудования, создавать добавочную стоимость, которая оставалась бы в российских регионах».

Например, для проекта по сжижению природного газа на Ямале 70% оборудования импортируется из Китая. Это дорогое оборудование, для работы с которым нужны высококвалифицированные кадры. Ученые полагают, что если бы это оборудование производили на российских заводах, то добавочная стоимость оставалась бы в регионах, возрос бы спрос на высокотехнологичную продукцию, появились бы новые рабочие места для квалифицированных кадров.

В мировой практике природно-ресурсный сектор давно перестал восприниматься как нечто характерное для отсталых экономик. Он стал источником инноваций и высокотехнологичного производства как в развитых странах, таких как Канада и Австралия, так и в развивающихся — в Чили, Бразилии, Малайзии. Природные богатства российской Арктики (горючие ископаемые, алмазы, цветные, черные и редкоземельные металлы и другие) могут стать фундаментом модернизации России в целом и главным драйвером перехода от экстенсивных к интенсивным методам освоения арктических ресурсов.

Учитывая протяженность арктических территорий, их климатические и экономические особенности, освоение российской Арктики сугубо рыночными силами едва ли представляется возможным. По мнению исследователей,  государственная поддержка может быть выражена в виде финансирования строительства инфраструктуры, предоставления налоговых льгот и субсидий, создания специальных режимов государственно-частного партнерства, обеспечения специальных социальных условий для жизни и работы в северных широтах. На институциональном уровне должны быть созданы условия для интеграции арктических проектов в высокотехнологичные пространственные цепочки добавленной стоимости, выходящие далеко за пределы северных районов страны.

Вам также может быть интересно:

Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки

АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.

Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике

Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

Исходные линии и исторические воды: как России защитить свои позиции в Арктике

Таяние льдов в Арктике, вызванное изменением климата, облегчает доступ к природным ресурсам этого региона и, как следствие, ведет к обострению борьбы за их освоение разными странами. О возможностях укрепления суверенитета России в Арктике с использованием норм международного права рассказывают исследователи в статье «Перспективы эволюции системы исходных линий в Арктике», подготовленной под руководством директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова.

«Россия должна стать арктическим научным донором»

Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы

Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.

В ВШЭ обсудили проблемы российской Арктики

В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.

10 м/год

с такой скоростью разрушаются российские берега северных морей.

Технологии, которые позволят России эффективно осваивать ресурсы Арктики

Экологически безопасному освоению Арктики посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Высшей школы экономики. Эксперты считают, что перспективы рационального природопользования в этом регионе связаны в первую очередь с морскими ледостойкими платформами для добычи нефти и газа, новыми типами ледоколов, а в долгосрочной перспективе — с технологиями извлечения газа из газогидратов.