Одной из примет 1990-х в России был эпитет «богатый»: «богатая люстра», «богатая квартира» – не в смысле роскоши, а в смысле дурного вкуса. Нувориши всех мастей, на которых вдруг свалились несметные сокровища, не зная, что еще можно с ними сделать, создавали мир невероятной безвкусицы. Девяностые прошли, а бич плохого вкуса так и остался. В современном мире с его стремительным развитием культуры потребления проблема вкуса становится все более заметной. Что с этим делать, размышляет в новой колонке проекта «Одиссея креативности» художник и исследователь творческого мышления Анатолий Хархурин.
Анатолий Хархурин
Доцент Департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Лаборатории языковых, межкультурныхи творческих компетенций, руководитель проекта «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в Научном центре мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
Попробуйте дать определение, что такое вкус. Это не так-то просто: вкус – это многогранное явление, которое отражает способность воспринимать и оценивать эстетические качества искусства, культуры и окружающего мира.
Вкус формируется с раннего детства и на протяжении всей жизни под влиянием личного опыта, образования, культурного контекста и социальной среды. Он напрямую связан с нашими субъективными эстетическими предпочтениями и способностью оценивать красоту нашего сложного мира.
В этом качестве вкус становится неотъемлемой составляющей творческого мышления. Ведь в соответствии с определением креативности, эстетика творческой деятельности заключается в том, чтобы запечатлеть сущность природы так, чтобы она резонировала с идеальной гармонией и порядком. Произведение должно создавать тонкий баланс, в котором одновременно раскрываются присущие нашему миру красота и сложность.
Поэтому мы можем смело утверждать, что вкус основан на чувстве эстетики. В предыдущей колонке мы подробно говорили об эстетике, ссылаясь на теорию эстетической реакции Льва Выготского, работы Рудольфа Арнхайма о роли сложности в творчестве и использовании Юргеном Шмидхубером Колмогоровской сложности в оценке искусстве.
Все эти исследователи говорили о том, что произведение должно быть одновременно сложным и простым, но не в смысле примитивности, а в силу отсутствия навороченности, отказа от ненужной запутанности. Важно освобождать творческую идею от лишних элементов, которые могут привести к тому, что творческий процесс скатится в эклектику.
Это и происходит в искусстве низкого качества – сложность превращается в нагромождение и хаос.
Итальянский культуролог и историк Умберто Эко (автор романов «Имя розы» и «Маятник Фуко») описал такое искусство как китч, в котором каждый элемент произведения усилен для создания максимального эмоционального эффекта. В своей статье «Структура дурного вкуса» Эко показывает, как китч преднамеренно использует избыточность и накопление элементов, чтобы вызвать у зрителя сильные, но поверхностные эмоциональные реакции. Он приводит пример коллажа из фрагментов произведений разных авторов, сделанного немецким литературоведом Вальтером Килли, чтобы показать, как, изначально обладая мощным поэтическим зарядом, эти строки становятся чрезмерными и теряют силу.
Китч легко воспринимается широкой аудиторией, так как использует знакомые и простые образы и символы, многократно повторяемые и преувеличенные. Благодаря эффекту знакомства с объектом люди привыкают к китчу и начинают воспринимать его как норму. В формировании дурного вкуса китч, несомненно, играет значительную роль.
А за этим стоит всеобъемлющее и всепоглощающее потребление.
В современном обществе культура стала объектом массового потребления, и многие произведения искусства создаются с единственной целью – ради прибылей. Конечно, китч играет здесь первостепенную роль – порождает сильный эмоциональный отклик, вызванный нагромождением знакомых образов (вот она, «богатая люстра»), а не глубокое интеллектуальное и эстетическое восприятие. Сериалы, блокбастеры, поп-музыка используют стандартные, легко усваиваемые формулы, чтобы привлечь как можно больше потребителей.
Есть даже понятие «мидкульт» («midcult» – от «middle culture», «усредненная культура»). Его ввел американский критик Дуайт Макдональд для описания упрощенных и коммерциализированных версий высокой культуры, претендующих на статус искусства, но на деле являющихся его слабыми копиями.
Бестселлеры, написанные по шаблону и ориентированные на массового читателя, или блокбастеры с «хеппи-эндом» и «поцелуем в диафрагму», – сюжетные ходы и эмоциональные акценты повторяются, чтобы зритель чувствовал себя комфортно и получал удовольствие от культуры. Любимое американское слово – «convenience» («удобство, комфорт»): зрителю должно быть комфортно, тогда он захочет повторить этот опыт, а значит, заплатит за него деньги, – и проект будет иметь коммерческий успех.
В результате массовая культура прививает аудитории привычку к поверхностному восприятию, которое не требует особых усилий. При этом оно негативно влияет на когнитивные функции, обучение, критическое мышление и эмоциональную глубину. Как следствие, мы не хотим (и не можем) обрабатывать сложную информацию и склоняемся к потреблению культурной жвачки.
Итак, в основе эстетики лежит тонкая грань между сложностью, насыщенностью и простотой. Как найти ту меру, которая позволит нам развить чувство эстетики?
1. Первый и главный шаг к улучшению вкуса – образование. Изучение истории искусства и культуры помогает лучше понимать эволюцию эстетических стандартов. Знание классических произведений Шекспира, Толстого, Эль Греко или Рахманинова позволяет развивать способность к анализу и критическому восприятию искусства.
Можно не любить Пушкина или Толстого, но знать их – необходимо.
Как и надо знать греческих классиков Платона и Аристотеля. Именно они дали нам целый пласт исследований об эстетике, в которых понятие красоты раскрывалось в связи с понятием истины, а эстетика включала в себя пропорцию и гармонию.
2. Прививать детям вкус к прекрасному нужно еще до школы. Когда мой сын только научился сидеть и у него появились качели, я проецировал перед ним на стене коллекции Лувра и Прадо. Его любимым «мультиком» в два с половиной года было «Болеро» (постановка хореографа Мориса Бежара) в исполнении Майи Плисецкой. А в четыре года мой сын играл в дирижера «Венгерского танца» Иоганнеса Брамса, Томоми Нисимото. Сейчас, в свои двенадцать, он, конечно, смотрит уже то, что положено смотреть в его возрасте. Но, когда он был маленьким, мне было важно сформировать его чувство прекрасного.
3. Критическое мышление – еще один существенный аспект. Нужно не пассивно потреблять продукты массовой культуры, а анализировать и интерпретировать их.
Задавайте себе вопросы: почему это произведение вызывает у меня такие эмоции? Какие техники автор использует для создания этих эффектов? Какие идеи передаются через это произведение?
Развитие способности к сравнению разных произведений искусства помогает лучше понимать их качество.
4. Осознанное восприятие культуры также играет ключевую роль. Избегайте китча, ищите оригинальность и аутентичность в произведениях искусства. Стоит выбирать сложные произведения, которые требуют интеллектуального включения, такие, как артхаус, концептуальное искусство и новая музыка.
5. Ходите на выставки, спектакли, концерты! Посещение музеев, галерей, театров, концертных залов позволяет знакомиться с разными художественными стилями и направлениями, дает «насмотренность».
Коммерциализация культуры и китч способствуют распространению дурного вкуса.
Хороший вкус требует осознанных усилий и постоянного самосовершенствования.
Образование, развитие критического мышления, осознанное потребление культуры и вовлеченность в культурную жизнь могут значительно улучшить наше чувство прекрасного. Вы творцы своего вкуса, дамы и господа!
Редактировала Ольга Соболевская
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!