• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

© iStock

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Проект «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» поддерживает инициативы сотрудников Высшей школы экономики, стремящихся использовать современные технологии для повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Редизайн курса «Венчурный капитал» с помощью элементов ИИ

Александр Семенов, доцент Школы финансов факультета экономических наук, поделился опытом использования искусственного интеллекта для редизайна курса «Венчурный капитал». Одной из основных задач, решаемых с помощью ИИ, стало повышение информированности студентов о рынке финансовых инвестиций и инновационного бизнеса.

Александр Семенов

Для этого был разработан виртуальный ассистент на базе бота-психолога Анны, который взаимодействует со студентами, помогает отвечать на сложные вопросы и улучшать психологическую подготовку к взаимодействию с инвесторами. Использование ассистента позволило повысить качество подготовки студентов и предоставило новые инструменты для обсуждения психологических аспектов предпринимательства.

ИИ-симулякры для курса о фиджитал-искусстве

Евгения Евпак, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, представила проект по внедрению ИИ-симулякров для курса о фиджитал-искусстве.

Евгения Евпак

Основная идея проекта заключалась в создании виртуальных аватаров исторических личностей, таких как Платон, Жан Бодрийяр и Вольфганг Амадей Моцарт, которые используются для образовательных диалогов со студентами. Эти аватары были созданы с помощью нейросетей Hedra и GigaChat, что позволило интегрировать элементы геймификации в образовательный процесс и получить интерактивную среду для изучения фиджитал-искусства и его теоретических основ. Такой подход не только позволит экономить время на создание обучающих видеоматериалов, но и сделает обучение более увлекательным для студентов.

ИИ-инструменты для обучения иностранным языкам

Наталья Ряпина, старший преподаватель департамента иностранных языков пермского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала о своем опыте применения ИИ для обучения иностранным языкам.

Наталья Ряпина

Основной акцент был сделан на использовании мультимодальных ИИ-инструментов, таких как Gamma и EdrawMind, которые помогают адаптировать учебные материалы и улучшить их восприятие студентами. Генерация различных форматов контента (видео, аудио, текст) с помощью искусственного интеллекта удовлетворяет потребности учащихся с различными стилями обучения: они сильнее вовлекаются в образовательный процесс и глубже погружаются в материал.

Внедрение ИИ в образовательную деятельность

Ксения Фимина, старший преподаватель департамента прикладной математики НИУ ВШЭ, продемонстрировала, как искусственный интеллект может оптимизировать процесс создания образовательных материалов.

Ксения Фимина

В своей работе она использует такие ИИ-инструменты, как Narakeet и invideo AI, что позволяет сокращать время на создание видеоматериалов презентационного качества более чем в 10 раз. Инструменты ИИ предоставляют преподавателям широкий набор готовых шаблонов и идей для визуального представления лекционного материала, помогая делать образовательный процесс более наглядным и понятным для студентов. Также Ксения Фимина использует нейросетевые технологии в разработке цифрового помощника для врачей-исследователей в рамках проекта «Smart-Медицина».

Использование ИИ-технологий для изучения нарративной структуры текста

Маргарита Фабрикант, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института, представила результаты исследования по применению инструментов ИИ для анализа эмоциональной тональности текста и изучения нарративной структуры.

Маргарита Фабрикант

В рамках проекта был использован анализ эмоциональной динамики на основе библиотеки NLTK для изучения древнего эпоса о Гильгамеше. Исследование выявило закономерности в эмоциональной структуре текста, подтвердив гипотезы о нарастании и снижении эмоциональной интенсивности в ключевые моменты нарратива. Проект Маргариты Фабрикант демонстрирует возможности применения ИИ-технологий для объективного анализа сложных текстов, что имеет большое значение для проведения гуманитарных исследований.

Программу повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» реализуют Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ и  Корпоративная академия (ранее - Центр повышения квалификации) ВШЭ.