НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
Общую координацию проекта осуществляет проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, основу преподавательского корпуса по программам составят специалисты факультета компьютерных наук ВШЭ.
Сергей Рощин
«Возможности, которые сейчас предоставляют генеративные модели, — это новые инструменты для работы с текстами, изображениями, в аналитической деятельности. Новые эти инструменты не только для студентов, но и для многих преподавателей. Поэтому университету важно, чтобы преподаватели не отстали в умении работать с ними от студентов. Университет учит студентов, университет учит преподавателей, можно сказать, что университет самообучается в условиях революционного обновления технологий, связанных с искусственным интеллектом», — подчеркнул Сергей Рощин.
Участники проекта узнают о современных методах и технологиях ИИ, научатся работать с данными и моделями, познакомятся с возможностями и ограничениями нейронных сетей, а также исследуют применение ИИ в образовании.
Евгений Соколов
«Искусственный интеллект — совершенно не новая тема. В Вышке очень развито преподавание анализа данных и машинного обучения, этому посвящено немало дисциплин и на профильных факультетах, и на всех образовательных программах в рамках Data Culture. А в Центре непрерывного образования ФКН есть опыт обучения цифровым навыкам и сотрудников других компаний, в том числе топ-менеджеров. Но сейчас эта область переживает очередной подъем: генеративные модели показывают потрясающие способности, появляются удобные инструменты для решения рутинных задач (а порой и не таких уж рутинных!). Сюда можно отнести и создание обзоров по конкретным темам, и подготовку заданий для студентов, и проверку этих заданий, и анализ больших объемов текста. Да и базовые языковые модели вроде YandexGPT или GigaChat способны на очень многое», — отмечает Евгений Соколов, научный руководитель Центра непрерывного образования, руководитель департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ.
НИУ ВШЭ предложит на выбор курсы по четырем программам различного уровня, позволяя каждому сотруднику выбрать наиболее подходящий образовательный трек и сформировать компетенции, актуальные для современной науки и образования и необходимые для его научно-педагогической деятельности в Вышке.
«Знакомство с искусственным интеллектом для преподавателей и исследователей» — ознакомительный курс, позволяющий разобраться в основах искусственного интеллекта, узнать о кейсах применения ИИ и его этике в образовательном процессе.
«Инструменты искусственного интеллекта без программирования для преподавателей и исследователей» — курс, предназначенный для освоения методов анализа данных и визуализации с помощью no-code-инструментов, не требующих предварительных знаний в области программирования.
«Инструменты искусственного интеллекта на Python для преподавателей и исследователей» — для тех, кто уже знаком с Python и желает глубже погрузиться в применение и дообучение моделей ИИ в своей научной и образовательной деятельности.
«Сервисы искусственного интеллекта для преподавателя» — программа, сфокусированная на использовании готовых инструментов на основе ИИ для создания учебных материалов, контрольных заданий и автоматизации образовательного процесса. Эта программа предназначена уже для тьюторов.
«На факультете компьютерных наук накопился колоссальный опыт обучения методам ИИ. Мы рады, что сейчас вместе с нашими коллегами по университету сможем продумать новые дисциплины для студентов, новые методики преподавания и новые идеи для исследований», — заключил Евгений Соколов.
Каждому участнику, успешно завершившему обучение, будет выдано удостоверение о повышении квалификации, что также подчеркивает стратегическую важность тематики ИИ для университета и необходимость его адаптации к быстро меняющемуся технологическому ландшафту. Организацией программ повышения квалификации занимается Центр непрерывного образования ФКН, а административное сопровождение всех курсов будет осуществлять Центр повышения квалификации (ЦПК).
Михаил Рожков
«Предполагается, что на первом этапе из состава академических руководителей и преподавателей двух-трех факультетов будет отобрана пилотная группа слушателей, которая пройдет обучение в апреле — мае. Далее, летом, с учетом полученного в рамках пилота опыта и соответствующей корректировки программ будет записан онлайн-курс. И с использованием этих видеозаписей в качестве лекционного материала с осени стартует массовое обучение преподавателей всех факультетов. При этом ставится амбициозная задача, чтобы к концу текущего, 2024 года курсы по ИИ прошла значительная часть штатного профессорско-преподавательского состава университета», — прокомментировал Михаил Рожков, заместитель первого проректора, и.о. директора ЦПК.
Проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
НИУ ВШЭ занимает первое место по таким критериям, как «востребованность выпускников на рынке труда», «качество образовательной среды» и «активность в развитии школьного образования», по версии Альянса в сфере ИИ.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.