• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Игорь Агамирзян: «Наша сильная сторона — мультидисциплинарность»

Игорь Агамирзян

Игорь Агамирзян
© Александр Тиванов / Высшая школа экономики

Технологические изменения диктуют необходимость ускорения цифровой трансформации разных сфер экономики и науки, активизации использования технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Одновременно технологический прогресс требует осмысления и правового регулирования. Об изучении цифровизации и ее результатов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал научный руководитель стратегического проекта ВШЭ «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность», профессор, вице-президент ВШЭ Игорь Агамирзян.

— Расскажите об истории проекта: как появилась идея, как формировалась команда.

— Когда проходила подготовка к предоставлению материалов проекта «Приоритет-2030», те, кто занимался подготовкой презентации университета на конкурс, искали уникальные возможности, которые ВШЭ может предложить по сравнению с другими университетами, участвовавшими в конкурсе. Очевидно, что наша сильная сторона — мультидисциплинарность на стыке технических, социально-экономических и гуманитарных наук, которую университет и его руководство стремились обеспечить через горизонтальную кооперацию между подразделениями в научной работе.

У нас было несколько попыток выходов на мультидисциплинарные проекты, они имели разный успех. Как мне кажется, в стратегическом проекте удалось в полной мере обеспечить мультидисциплинарность: в нашем проекте работают группы из разных подразделений и филиалов ВШЭ. Это и технические направления в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, и гуманитарные, в том числе связанные с использованием цифровых технологий в гуманитарных науках, исследованием правовых аспектов цифровой трансформации и социальных последствий цифровизации. Еще одна важная часть проекта цифровой трансформации — лонгитюдное обследование домохозяйств и предприятий относительно влияния цифровизации на их деятельность и повседневные практики.

Команды формировались добровольно, еще летом позапрошлого года был проведен опрос подразделений, что они могли и хотели бы представить в планировавшийся проект. Отозвалось много коллективов, постепенно сформировался устойчивый костяк, включающий представителей разных факультетов и институтов ВШЭ.

— Каковы цели и задачи проекта?

— Проект в силу мультидисциплинарности многоцелевой. Там, где у нас есть уникальные компетенции, например в научно-технической и инженерной областях, мы, как и в других проектах, стремились соблюсти баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями. Есть группа фундаментальных разработок на перспективу и группа прикладных проектов, которые реализуются прямо сейчас, в том числе связанные с созданием интеллектуальной собственности в цифровых продуктах и искусственном интеллекте, есть образовательные мероприятия на самых интересных направлениях, связанных с цифровизацией. В то же время у проекта есть цели, связанные с пониманием общей среды, в которой все процессы происходят. Упомянутые лонгитюдные исследования, обследование организаций, занятых разработками в сфере искусственного интеллекта (ИИ), позволяют сформулировать приоритетные направления, определить уникальные компетенции, связанные с популярными тематиками ИИ и машинного обучения.

Также мы занимаемся квантовыми коммуникациями, которые позволяют передавать информацию в квантовом виде по суперзащищенным каналам связи, и квантовыми вычислениями. Наконец, в ответ на появляющиеся технологии квантовых вычислений и квантовых компьютеров мы изучаем вопросы постквантовой криптографии, позволяющей создавать новые системы кодирования и обеспечения безопасности, устойчивые к взлому квантовыми компьютерами.

— В чем главная особенность, уникальность проекта?

— Тема по цифровизации была предложена практически всеми, компетенции в цифре есть у всех университетов. Нашим уникальным предложением могло быть расширение тематики, связанной с цифровой трансформацией, на социально-экономические аспекты. В проекте были предложены технологические исследования наших инженерных факультетов в области компьютерных наук и анализ социально-экономических эффектов цифровой трансформации. В этом смысле предложенный ВШЭ проект по цифровой трансформации был уникальным по сравнению с проектами других университетов, участвовавших в конкурсе по программе «Приоритет-2030».

— Каковы ключевые элементы и этапы проекта?

— По всему проекту в целом определить сложно, он долгоиграющий. Мы запустили его в конце 2021 года, некоторое время ушло на преодоление бюрократических барьеров. С начала лета 2022 года идет активная работа по подпроектам, там указаны свои сроки. Например, в 2022 году мы полностью подготовили аналитический доклад, в котором представлено видение подразделений по многим тематикам, от макроэкономических до конкретно технологических, — совместный доклад «Оценка эффектов и рисков цифровой трансформации», речь идет о макроэкономических и структурных факторах, спросе на технологии, сценариях цифровой трансформации.

© iStock

В работу по экономическому блоку вовлечены Центр развития, Институт статистических исследований и экономики знаний, другие подразделения. Следующий раздел связан с обществом, адаптацией к вызовам цифровой эпохи, это работа подразделений факультета гуманитарных наук.

Еще одна тема — цифровая бедность и платформенная занятость — актуальна в связи с изменениями на рынке труда и цифровой трансформацией, ею занимается Институт социальной политики.

Наконец, это и изменения в образовании, государственное управление, основанное на данных, и регулирование цифровой среды. Ими занимаются, соответственно, Институт образования, Институт государственного и муниципального управления и Институт права цифровой среды.

Поэтому можно говорить о широком спектре тематики по всем нашим блокам.

— Вы упомянули платформенную занятость, этой работой Институт социальной политики занимается и в стратегическом проекте «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».

— Это говорит о пересечении тем стратегических проектов. Мы рассматриваем происходящее с разных сторон, но процессы едины, и такое пересечение лишь подтверждает приоритетность изучаемых нами проблем.

Я сам — математик по образованию, но меня всегда интересовало влияние технологий на общественные процессы. По мере участия в создании новых бизнесов и даже новых индустрий с чистого листа меня все больше и больше увлекали комбинации управленческих и технологических решений и их влияние на экономику и общество.

— Какой результат предполагается получить по итогам реализации проекта?

— По всему проекту в целом нет однозначного ответа, в каких-то подпроектах могут появиться фундаментальные результаты, и мы их будем оценивать по публикациям. По прикладным подпроектам предполагается создание новой интеллектуальной собственности и внедрение новых технологий. Есть также проработка докладов и лонгитюдные исследования, о которых я упоминал, — это аналитические и экспертные материалы. Так что результатом будет целый спектр возможных работ, объединенных темой цифровой трансформации.

— Какие подразделения, исследовательские группы задействованы в проекте внутри Вышки и за ее пределами?

— Некоторые из них я уже назвал, но это лишь небольшая часть участников проекта. Работы идут по многим направлениям, поэтому весь список займет, наверное, не один абзац.

— Как проект будет способствовать развитию университета?

— У меня есть достаточно давнее представление на эту тему. Высшая школа экономики благодаря визионерской позиции Ярослава Кузьминова, ее многолетнего ректора, 20 лет назад сделала ставку на цифру. Тогда Вышка была скорее небольшим университетом социально-экономической направленности и приняла решение о приоритетности цифровых технологий, тогда же в университете началось обучение бизнес-информатике, дисциплине на стыке управленческих и технических компетенций. За это время был пройден большой путь в развитии университета, и он был пронизан цифровой направленностью.

Можно сказать, что факультет компьютерных наук — это фундаментальные исследования, а Московский институт электроники и математики в большей степени ориентирован на прикладные инженерные направления, но и тот и другой факультет фокусируются на цифровых технологиях. Одновременно реализуется программа цифровой грамотности (или культуры работы с данными, Data Culture) по всем специальностям. Проникновение цифры в образовательный и исследовательский процессы в университете абсолютно сквозное. В этой связи проект по влиянию и эффектам цифровой трансформации — это еще и проект про определение траектории дальнейшего развития университета.

© Высшая школа экономики

Эти процессы влияют на университет так же, как и на предприятие и общество.

Можно добавить, что Вышка — очень предпринимательский университет. Это и предпринимательство выпускников, и предпринимательский подход к развитию, это внутренние стартапы, в том числе стартапы, отталкивающиеся от цифры. Вышка также развивается, внедряя цифровые технологии в конкретных дисциплинах, в том числе в гуманитарных науках, — и не только как инструмент, но и как тематику исследовательских и образовательных программ. Например, в последнее время тема регулирования цифровой среды и искусственного интеллекта развивается в юридической науке, ее активно изучают факультет права ВШЭ и уже упомянутый Институт права цифровой среды, создавая научно-учебные группы, в работе которых задействованы студенты и аспиранты университета.