• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Волонтеры: Академия Матиуша для детей без родителей

В феврале студенты Высшей школы экономики запустили проект «Академия Матиуша», цель которого — помочь в учебе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Об этом рассказывает руководитель проекта, магистрант факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Владимир Коршаков.

— Владимир, как возникла идея проекта «Академия Матиуша»? Почему так назвали проект?

— Король Матиуш — персонаж одноименной сказки известного польского педагога и писателя Януша Корчака — был вынужден решать взрослые проблемы в весьма юном возрасте. Основная идея проекта — помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, подготовиться к сдаче ЕГЭ И ГИА. Мы никого не собираемся воспитывать и, уж тем более, перевоспитывать, нам просто хочется сделать что-то, чтобы у ребят из детских домов появилась альтернатива в выборе учебного заведения — не только колледж или профессиональный лицей, но и университет. У меня эта идея возникла, потому что я сам хорошо представляю, что такое готовиться поступать в престижный университет без поддержки родителей. Я поделился идеей со своими друзьями, она всем показалась достойной, и мы решили попробовать. Обзвонили несколько детских домов. Поразительно, но в большинстве из них, по словам администрации, все настолько хорошо, что лучше и не приближаться, дабы не нарушить их идеальное существование. В детском доме №5 на нашу инициативу нашелся отклик. Сейчас мы ведем переговоры еще с двумя организациями — детским домом №59 и социальным приютом для детей и подростков «Зюзино». Кроме того, решается вопрос статуса нашей академии, мы размышляем о возможности получения официальной регистрации в качестве некоммерческой организации.

— Из кого состоит команда проекта? Можно ли присоединиться к нему?

— Сейчас в проекте работает восемь человек, почти все являются студентами либо выпускниками Вышки, за исключением нашего психолога Марины Ковалевской, она выпускница Московского педагогического государственного университета. Марина не только работает с детьми, но также ведет психологическую работу с волонтерами, помогает им справиться с психологической нагрузкой, страхует от эмоционального выгорания. Пока получается так, что один волонтер занимается несколько часов в неделю. Идеальной была бы ситуация, чтобы нагрузка на одного волонтера составляла два часа в неделю. Сейчас идет набор волонтеров среди студентов Вышки, но мы будем рады и представителям других университетов. Желающих стать волонтерами-репетиторами мы просим присылать свои резюме на электронный адрес matiushacademy@gmail.com, а также связаться с нами в социальных сетях — Фейсбук и Вконтакте. Дополнительную информацию можно получить и на нашем сайте.

— Есть ли какие-то требования к подготовке волонтеров-репетиторов?

— Конечно, мы не отказались бы от педагогов с большим стажем, но и обычному студенту, любящему объяснять непонятные, на первый взгляд, вещи, которому хорошо давался в школе какой-либо предмет мы будем рады. Сейчас нам очень нужны репетиторы по русскому языку и литературе, так как пока среди нас нет ни одного филолога, но и другие специалисты (например, по химии и географии) будут востребованы.

— Вы уже начали непосредственные занятия, как ребята в детских домах относятся к столь юным преподавателям?

— В детском доме № 5 у нас сейчас шесть учеников — четверо девятиклассников и двое десятиклассников, с ними мы работаем по четырем направлениям: математике, обществознанию, русскому и английскому. Девятиклассников мы готовим к государственной итоговой аттестации в новой форме. По моим впечатлениям, ребята расположены общаться с нами больше, чем с обычными учителями.

— На ваш взгляд, у детей, с которыми вы занимаетесь сейчас, есть шанс поступить в ВШЭ?

— Кто-то, безусловно, имеет такой шанс. Одна из наших учениц довольно серьезно готовиться к поступлению на логистику, готовится участвовать в олимпиадах, дающих возможность поступить на эту специальность в ВШЭ. Кто-то из ребят хочет поступить в хороший колледж, так как сегодня на образовательном рынке среднего профессионального образования работают учебные заведения совершенно разного уровня и качества образования. Занятно, что наибольший интерес к поступлению в вуз демонстрируют младшие ребята, пятый-седьмой класс, которым вроде бы пока еще рано думать о поступлении.

— По вашему опыту, какие перспективы у социального репетиторства в России?

— Сложно говорить обо всей России, но у нас есть некоторое представление о том, что происходит в Москве и Московской области. Здесь сегодня развиваются проекты социального репетиторства, преимущественно направленные на детей не в московских детских домах. Например, фонд «Большая перемена», и проект «Хрум» занимаются репетиторством по скайпу с детьми из нескольких регионов в европейской части России. Но, несмотря на то, что уровень материального благополучия московских детских домов довольно высок, детям, прежде всего, не хватает простого человеческого общения, они существуют в замкнутом мире, а возможность общения со студентами — это один из способов получить первичную социализацию в обществе.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ