Добиться успеха в интернет-бизнесе
Наталья Коптелова, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики (ВШБИ) ВШЭ, руководитель направления мобильных приложений издательского дома «Генеральный директор», рассказывает об учебе в ВШБИ и запуске своего первого крупного проекта.
— Наталья, расскажите, пожалуйста, кто вы по первому образованию, как складывалась ваша карьера до обучения на программе «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»?
— Я окончила журналистский факультет со специализацией «Фотограф» Воронежского государственного университета. Это был не самый осознанный выбор в моей жизни, я не особо задумывалась о будущей профессии и карьерных перспективах. Тогда мне казалось, что это хороший выбор — писательство, журналистика, фотография. После окончания вуза я переехала в Москву, начала работать в информационном агентстве, которое собирало новости для участников фондового рынка. Эта сфера деятельности была для меня совершенно незнакома, и пришлось штудировать тонны информации, чтобы разобраться во всех этих рынках, акциях, индексах, в законах об акционерных обществах. Сначала было тоскливо, ни слова не понятно, но постепенно втянулась, даже определенный карьерный рост наметился. В какой-то момент я решила, что мне необходим практический опыт в сфере фондовой торговли, чтобы понимать тех, для кого мы собираем эти новости. К тому времени я перешла в инвестиционную компанию, куда меня пригласили для создания информационного агентства. Перед нами стояла задача сделать сайт, на котором была бы информационная лента биржевых новостей, подборка аналитики, обзор СМИ, ход торгов и результаты торгов на основных биржах, а также раздел для продвижения услуг инвесткомпании.
— У вас уже был какой-то опыт по продвижению чего-либо в интернете?
— В 2008 году я не имела никакого отношения к интернету и уж тем более к продвижению в нем. Меня назначили главным редактором агентства, и в очередной раз пришлось осваивать новую профессиональную область. В итоге мы создали сайт, нарисованный «на коленке», он получился аляповатым, пестреньким, как я сейчас могу судить, это был далеко не шедевр.
Этот проект закончился осенью 2008 года, когда рынок обрушился вследствие кризиса. Меня сократили из инвесткомпании, но, кстати, сайт работает до сих пор. Работы не было никакой, поэтому, чтобы не деградировать, я решила подвести некие итоги своего профессионального опыта и сдать квалификационный экзамен ФСФР, то есть пройти аттестацию на специалиста в Федеральной службе по финансовым рынкам России. Два месяца самостоятельной подготовки — и два аттестата серии 1.0. и 5.0 у меня в кармане. И большая порция удовлетворения, конечно. Теперь я могла бы работать брокером, дилером или управлять инвестфондом. Но в кризис такие таланты не особенно требовались, да и не очень хотелось.
Кризис я пересидела дома и пошла работать в новый проект — портал для предпринимателей, специализирующийся на вопросах финансирования малого бизнеса. Это был самый настоящий стартап, где каждый — мастер на все руки и настолько верит в проект, что готов до определенного момента работать за символическую плату. Благодаря проекту у меня сформировалось представление о нашем малом бизнесе, о предпринимателях, об инфраструктуре. Классное было время, именно тогда я узнала о бизнес-инкубаторе Вышки, о различных мероприятиях по поддержке стартапов, посмотрела на эти процессы изнутри. После запуска и доведения этого проекта до стадии «пошли крупные контракты с банками, а прибавки к зарплате все нет», я нашла вакансию редактора сайта в журнале «Генеральный директор». Как создавать сайт и наполнять его новостями, я уже представляла, а вот как его продвигать, по-прежнему не знала. Я понимала, что у меня нет системного подхода, потому что нет знаний, и чтобы их получить, надо пойти учиться.
Не хотелось на этот раз быть самоучкой, а появилась даже мечта — попасть в среду единомышленников. Я выбрала программу, которую предлагала ВШБИ — наверное, предыдущий опыт общения с бизнес-инкубатором ВШЭ и определил мой выбор. Мое начальство согласилось оплатить мне половину обучения при условии, что по итогам я выдам некий проект. Какой — мы изначально не договаривались, и вплоть до предпоследнего месяца обучения я не знала, что это будет. Меня мучило, что проходит время, а придумать достойную идею и начать ее реализовывать не получалось, я даже подумывала о том, чтобы бросить обучение. По-прежнему было ощущение, что я получаю какие-то дозированные знания, а единая картина не складывается. Сейчас я понимаю, если бы идея проекта родилась на пару месяцев раньше, еще до начала занятий, многие предметы оказались бы значительно более полезными и понятными. Я видела, что большинство ребят в группе все довольно быстро схватывают, а я не понимала, какие вопросы задавать, не могла полностью воспринимать материал, потому что мне не к чему было его прикладывать. И только сейчас, когда наш проект развивается полным ходом, когда мы уже добились некоторых успехов и сделали ряд ошибок, я начинаю полностью осознавать, что мне рассказывали.
— А в чем идея вашего проекта, его суть?
— Вместе с новым издателем мы придумали проект под названием «Бизнес в кармане». Это мобильное приложение представляет собой единую оболочку для избранных публикаций из нескольких журналов («Генеральный директор», «Коммерческий директор» и «Владелец магазина») с общей системой поиска. Более тысячи статей сгруппированы по семи тематикам, затрагивающим различные аспекты работы и личной жизни руководителя. Мы отобрали лучшие статьи, рассказывающие об опыте сотен руководителей и директоров. Глобальная идея приложения «Бизнес в кармане» — познакомить молодую аудиторию (студентов экономических и управленческих специальностей, слушателей программ MBA, менеджеров среднего звена, руководителей подразделений крупных компаний и компаний малого и среднего бизнеса, начинающих предпринимателей) с журналами для руководителей, и дать возможность читать статьи только на темы, которые им интересны. Мы даем возможность клиенту уйти от привязки к номерам журналов, когда пользователь вынужден читать то, что ему подобрала редакция в этом месяце.
Кроме того, мы старались ввести в приложение обучающий элемент. Процесс получения знаний в приложении построен на выполнении заданий. Обычно задание предлагает изучить некоторое количество статей в теме. Так пользователь сможет познакомиться со всеми тематиками и погрузиться в изучение той, которая актуальна на данный момент. В процессе обучения присутствует и соревновательный элемент. Используются игровые механики — шкала прогресса, статусы, виртуальная валюта и бонусы — все это работает на достижение цели пользователя: повысить уровень знаний, а значит, и свою стоимость на рынке. При достижении определенного уровня знаний пользователь получает в качестве бонуса возможность пройти удаленное обучение в «Школе руководителя». А тех, кто сумеет достичь максимального уровня, компания-издатель обеспечит трехлетней подпиской на журналы «Генеральный директор», «Коммерческий директор» и «Владелец магазина».
— Какие знания, полученные во время обучения, вам пригодились в работе над проектом?
— В ходе начальной работы над проектом постоянно вспоминались кейсы Владислава Сироты, на которых он показывал принципы работы и переговоров с подрядчиками и заказчиком (в роли последнего выступил мой непосредственный руководитель). Приходилось постоянно вспоминать тот самый проектный треугольник: минимум времени, минимум бюджета и бескрайние фантазии заказчика на тему функциональности. Получилось наступить и на собственные «грабли»: с учетом ограниченности бюджета на дизайн выбор исполнителя оказался неудачным и срок разработки дизайн-макетов затянулся на четыре месяца. Дело дошло чуть ли не до суда, в итоге удалось найти нового дизайнера, который в сжатые сроки и за минимальный бюджет реализовал задуманное.
— Насколько конечный продукт соответствовал первоначальному дипломному проекту?
— Разработка прошла на одном дыхании — за месяц написали код, еще недели две тестировали и исправляли мелочи. В итоге приложение получилось совсем не таким, как я описывала его в ТЗ, а в сто раз лучше. Когда, наконец, отправили приложение на «апрув», и у меня, и у разработчика было ощущение, что сдали госэкзамен и теперь не знали, чем себя занять. Apple по собственному стандарту одобрила наше приложение за десять дней и выпустила точно в срок. Помню, как я ночью проснулась и зашла в App Store — и вот оно!
— Какие шаги вы предпринимали по рекламе приложения? Наверняка есть определенная схема продвижения подобного продукта в интернете?
— Рекламную кампанию мы не запускали, пока не добились идеальной работы. Эту паузу я использовала для настроек рекламных кампаний и создания баннеров. Как только вышло обновление со всеми исправлениями, я запустила кампании в Гугл Эдвордс и Фэйсбуке — обе с таргетингом на мобильные устройства. Предыдущий опыт работы с Гуглом очень помог быстро создать кампании, я уже примерно знала, чего ожидать. К тому же Гугл обратил на нас внимание, и мы договорились сделать совместный международный кейс о том, как они нам помогают оптимизировать кампании и какие результаты у нас получаются.
В Яндекс Директ настройка на мобильную аудиторию невозможна, поэтому решили запустить имиджевую кампанию, рассказывающую о приложении. Сделали посадочную веб-страничку, которая умеет адаптироваться под размеры и возможности ПК и мобильных устройств и перекидываем с Яндекса на нее, а с нее — уже в App Store.
Сейчас я работаю над PR-составляющей проекта, пишу пресс-релизы и обзоры для сайтов с целевой аудиторией. Мы разместили обзор на iPhones. Он дал просто суперский отклик! В ближайших планах добавлять небольшие доработки в приложение и использовать это в качестве информационного повода, также планируем проводить различные мотивирующие акции и распродажи — посмотрим, как будет на них реагировать рынок.
— Сейчас с позиции человека, который запустил мобильное приложение, какой совет вы бы дали тем, кто только собирается выходить на этот рынок?
— Не жалейте время на тестирование продукта и поиск ошибок. Лучше потерять неделю, проверяя мелочи, чем потом потратить месяцы на их устранение, как это вышло в нашем случае. После запуска приложения обнаружилась единственная глупая ошибка — компания Гугл предоставила неверный код, который не позволял владельцам устройств с iOS ниже шестой версии устанавливать приложение. Ошибку сразу обнаружили и исправили, но в обновление нечаянно попала еще одна нелепая ошибка. Мы потеряли месяц и, можно сказать, завалили старт, что является чуть ли не самым важным моментом в жизни приложения.
В течение двух месяцев я получила невероятное количество писем с отзывами и рекомендациями по улучшению приложения. В основном либо пишут об ошибке, либо благодарности и ощущения от приложения — некоторые называют его уникальным, очень удобным и полезным. Но я-то знаю, что есть еще к чему стремиться и как можно довести приложение до идеального состояния. Часть отзывов с полезными предложениями я уже включила в лист «TO DO», и в самое ближайшее время мы их внедрим. В своем вступительном слове я обещала, что буду отвечать на каждое письмо — и вот, держу обещание. С некоторыми пользователями завязывается переписка — думаю, что буду использовать этот ресурс для тестирования новых «фишек», которые мы планируем реализовать в следующем году.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ