«Найти то, в чем ты лучше других»
Олег Гуськов, выпускник Международного института экономики и финансов ВШЭ, владелец принципиально новой для рынка России компании «Mixville», считает, что предпринимателей отличает, прежде всего, желание рисковать, выходить за привычные рамки.
— Олег, решение поступить в тот или иной вуз обусловлено различными факторами. Кто-то выбирает профессию, кто-то преподавателей, кто-то идет за компанию с друзьями. А чем руководствовались вы, поступая в МИЭФ?
— В моем случае все решила репутация МИЭФ. Туда я стремился попасть, поскольку грезил на тот момент финансовым образованием, биржами, маклерами, трейдерами и всем, что с этим связано. МИЭФ предлагал поистине широкие возможности. Кроме выдающихся преподавателей и интересной программы, студенты получали возможность окунуться в англоязычную среду и за четыре года получить сразу два диплома — Лондонской школы экономики и Высшей школы экономики.
Окончательный выбор был сделан в одиннадцатом классе, поэтому готовиться к сложным экзаменам пришлось в спешном порядке. Репетиторы, книжки, бессонные ночи и кофеин. И так полгода. Мартовскую Олимпиаду, к сожалению, я завалил. Пришлось проходить проверку на прочность на вступительных экзаменах. Все закончилось хорошо, я набрал 33 балла из 37 и поступил.
— Какой преподаватель вам особенно помнится?
— Могу выделить, пожалуй, Доминика Рубина, «семинариста» по курсу интеллектуальной истории Европы. Преподнести сложные философские идеи в интересной и необычной манере студентам, которые далеки от гуманитарных дисциплин, по-моему, под силу только выдающемуся учителю.
— Что вы оцениваете, как наиболее полезное приобретение за годы учебы в МИЭФ?
— На мой взгляд, благодаря учебе в МИЭФ я приобрел несколько важных навыков. Первый — мультизадачность. Действительно, в бешеном ритме жизни здесь нужно держать в голове одновременно десятки задач, дюжины решений, что, на мой взгляд, одно из фундаментальных качеств бизнесмена. Второе — напористость, умение прогрызать асфальт и идти до победного конца, поглядывая на трудности свысока. Ну и, наверное, пресловутой изворотливости и креативности, поскольку на МИЭФ линейные и очевидные подходы работают слабо, особенно если занимаешься чем-то вне учебы. И, конечно, на факультете я нашел большое количество интересных личностей, многие из которых стали моими лучшими друзьями, а некоторые — партнерами по бизнесу.
— Когда вы начали работать? Как родилась идея создания собственного бизнеса?
— Идея первого бизнеса была, пожалуй, вымученной. Первый курс, столица, хочется посетить много разных мест, а денег явно не хватает. Я создал бизнес, связанный с поставками зерна из Украины и Казахстана. В какой-то момент между мной и контрагентами был подписан контракт на сумму 90 тысяч долларов, и тогда я понял, что такое свой бизнес. Потом был бизнес в области строительных материалов, рекламное агентство, вновь зерно, и, наконец, «Mixville».
Идея «Mixville» пришла после беглого взгляда на скупые полки шоколадных плиток в магазине. Сначала подумал выпустить 5-6 новых наименований шоколада с добавками, которых попросту не существует. Потом решил, а зачем ограничивать себя и других 5-6 видами шоколада, если фантазия человека безгранична, а потребности очень индивидуальны. Так появился сервис, благодаря которому, каждый желающий может самостоятельно создать себе плитку шоколада, добавляя различные ингредиенты. Сейчас при создании шоколада можно выбрать любые из более чем 120 добавок, от традиционных до самых экзотических, таких как морская соль или кумкват. Время шло, у нас появлялось все больше клиентов, заказы сыпались днем и ночью, и тогда мы поняли, что позволив клиенту создавать продукт в соответствии со своими потребностями, попали в точку.
В настоящий момент мы занимаемся производством не только шоколада, но еще и французских пирожных macarons и натуральной гранолы. Идет активное развитие взаимодействия с корпоративными клиентами, ведь наш продукт — это отличные подарки партнерам и друзьям. Я вижу большой потенциал в этом бизнесе, поэтому все свое время посвящаю ему. Что будет дальше? Покажет время. Но, благодаря «Mixville», в свои 21 я могу многое рассказать о сложностях и преимуществах строительства бизнеса с нуля.
— Какова ваша покупательская аудитория? Как вы выстраиваете ценовую политику?
— Безусловно, знание аудитории позволяет прочнее освоить нишу, гораздо более эффективно использовать ресурсы. С недавнего времени мы используем простой статистический анализ для того, чтобы систематизировать нашу аудиторию, выделять в ней группы и работать с каждой из них по несколько отличающимся сценариям. Подобная работа не могла быть проделана без знаний в сфере маркетинга, полученных в стенах ВШЭ. По поводу ценовой политики — продукты рассчитаны на все слои населения, это не только забава для обеспеченных людей. Цена на наши пирожные ниже, чем средний прайс на данный продукт по Москве, а порция мюсли обходится дешевле, нежели порция гранолы в ритейлах премиум класса. Не стоит забывать, что речь идет о продуктах ручной работы со сроком изготовления и доставки не более 24 часов.
— Как вы оцениваете перспективы развития вашего бизнеса на российском рынке?
— Мы, по сути, открыли новый рынок в России, рынок индивидуальных продуктов питания. Это новая модель потребления. Человек заходит на сайт с ноутбука или мобильного устройства, выбирает продукт с теми ингредиентами, которые хочет, мы доставляем готовый заказ через 24 часа. Нет траты времени на поход в магазин, очереди и прочее, никакой диктатуры со стороны брендов, никаких добавок и консервантов. Рынок новый, поэтому говорить о долгосрочных тенденциях пока не приходится. Мы предлагаем своим клиентам попробовать европейскую модель продуктов, а брендам — дать возможность выбирать поистине смелые и уникальные подарки.
— На ваш взгляд, каковы перспективы электронного бизнеса в России?
— Рынок электронной коммерции растет примерно на 18-20 процентов в год, некоторые лидеры рынка удваивают и утраивают продажи по итогам года, появляются новые игроки, стремительно захватывающие новые рынки, быстро развиваются платежные системы. Думаю, эти факты дают ответ на ваш вопрос. Ни для кого уже не диковинка увидеть 60-летнего человека в метро с электронной книгой или заказывающего недельный запас еды к себе домой. Мнения и системы потребления меняются крайне быстро. И я уверен, российский рынок продолжит американский путь развития электронной коммерции, где вы можете открыть свой банковский счет с телефона, провести транзакцию, заказать еду на вечер и оплатить месячные счета всего лишь парой кликов. Да, есть ряд проблем в плане законодательства, логистики, доверия кредитным картам. Но это не говорит об отсутствии перспектив.
— И напоследок: какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным в бизнесе?
— Самое главное, я считаю, найти то, в чем ты лучше других. Чтобы быть успешным, нужно понять, в чем твое предназначение. А бизнес — это предназначение для трех-четырех процентов населения планеты. У кого-то, в свою очередь, получится стать выдающимся экономистом или банкиром, сделать головокружительную карьеру в сфере маркетинга или юриспруденции. У каждого своя дорога. На мой взгляд, предпринимателей отличает, прежде всего, доля авантюризма, желание рисковать, выходить за привычные рамки. Без этого вряд ли появится желание покидать теплое насиженное место у работодателя. Во-вторых, напор и наглость в какой-то мере, ведь достаточно глупо надеяться на то, что все удастся с первого раза и двери везде будут открыты. Ну и, в-третьих, коммуникабельность, открытость, позитивный взгляд на вещи.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ