Главные ошибки стартаперов обсудили на встрече предпринимателей со студентами ВШЭ
9 марта в Центре культур Вышки кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ провела конференцию «Эволюция бизнеса сквозь 1000 и 1 ошибку». Речь шла о трудностях в предпринимательской деятельности и ошибках, которые допускают стартаперы. Шесть спикеров из разных сегментов бизнеса поделились со студентами университета своими историями успеха и провала, рассказали о формировании команды мечты и дали советы, как удержаться на плаву и во что инвестировать.
Самым юным спикером конференции стала Анастасия Демина, ученица школы Распределенного лицея НИУ ВШЭ, выпускница Школы предпринимательства Вышки. Она презентовала мобильное приложение ментального состояния Pure Mind, которое разрабатывалось на протяжении последних двух лет и в марте этого года появилось в App Store. В приложении собраны различные упражнения и практики для самостоятельной работы, предложенные квалифицированными специалистами. Терапевтический чат-бот позволяет проанализировать свое состояние и разобраться в собственных чувствах. По мнению Анастасии, основная ошибка, которую допускают начинающие предприниматели, — это тестирование MVP (минимально жизнеспособный продукт, от англ. minimum viable product. — Ред.) не на своей аудитории. «Мы начинали тестировать приложение на своих знакомых, близких и наших друзьях. Сразу скажу: это неправильно, потому что нужно работать только со своей аудиторией, для которой вы планируете в дальнейшем продвигать проект», — объясняет она.
![Анастасия Демина Анастасия Демина](/pubs/share/direct/573517824.jpg)
Кроме того, Анастасия отметила не менее важный просчет начинающего предпринимателя — опора на собственное мнение о продукте, а не на реальные потребности потенциальных клиентов. Инвестиции в маркетинг, изучение аудитории и обработка ее основных данных позволяют четко сформировать представление и дальнейшее понимание развития бизнеса.
Об этой же проблеме говорил и Альберт Тажигулов, инженер-конструктор протезной компании ООО «Миолимб», студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. В 2019 году он принимал участие в стартапе по созданию роботизированной кофейни KAFE Z, которая в дальнейшем была закрыта. В ходе исследования покупательского спроса стало ясно, что для посетителей кофейни живое общение важнее получения напитка, по граммам выверенного автоматом.
![Альберт Тажигулов Альберт Тажигулов](/pubs/share/direct/573517988.jpg)
Кроме того, обучить специального инженера для обслуживания робота в автоматизированной кофейне оказалось намного дороже, чем оплачивать труд простого бариста. Этот просчет стал второй ошибкой команды стартапа. Вдобавок посетители оказались не готовы увидеть робота вместо бариста на привычном месте за стойкой кафе: кто-то разворачивался и уходил, кто-то кофе покупал, но больше не возвращался. «Мы поверили, что роботы и автоматизация упрощают работу. Убираем неуклюжего бариста, который проливает молоко, и будем готовить людям кофе по идеально точному рецепту. Но мы ошиблись: людям это не нужно. Наша ошибка вылилась в закрытие проекта», — поделился Альберт.
Еще одним спикером конференции стал Вячеслав Андреев, директор по работе с геоданными в Success Rockets Data, студент кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Он рассказал, что его опыт в предпринимательской деятельности стоит на трех китах: опыт, терпение, оптимизм. Последний помогает всегда.
![Вячеслав Андреев Вячеслав Андреев](/pubs/share/direct/573519411.jpg)
В 2016 году Вячеслав начал развивать собственный проект Data Map. Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться его основателям, стала полученная одним из них повестка в армию. Это привело к изменению состава участников проекта. В дальнейшем выяснилось, что формирование команды, где каждый напрямую заинтересован в идее, влияет на развитие компании и ее успешность.
«Была допущена одна из самых больших ошибок — передача дел не тому человеку, — объяснил Вячеслав. — Если вы не горите идеей, вы не сможете сделать проект на серьезном уровне. И второй момент, на который стоит обратить внимание: все думают, что они разовьют свой стартап и заработают первый миллион в одиночку. Нет. Достичь результата вам поможет команда минимум из 3–4 человек».
О том, как важна команда и атмосфера в ней, говорила и Катрин Соколова, модельер, основатель бренда одежды Katrin Sokolova. Она рассказала, что все время существования бренда полностью доверяла своему заместителю, которая прошла с ней весь путь с самого начала. У них, конечно, тоже были свои бизнес-ошибки. Среди них Катрин назвала экономию на первоначальных инвестициях в оборудование, внимание не к товару, а к дизайну упаковки и магазина и т.д. Кроме того, Катрин отметила, что нужно уметь делегировать обязанности, но не менее важно проверять и контролировать работу сотрудников.
![Катрин Соколова Катрин Соколова](/pubs/share/direct/573519541.jpg)
«У нас был случай, когда крупный поставщик доверил нам изготовление 50 партий курток дорогого люксового бренда, — поделилась Катрин. — У сотрудников, которые работали у меня уже пять лет, был образец этой куртки, выкройки, и я позволила себе отвлечься на другую работу. Когда я через несколько дней вернулась за готовым заказом, оказалось, что все куртки сшиты на 13 см короче».
![Олег Махонин Олег Махонин](/pubs/share/direct/573519684.jpg)
Еще один спикер, Олег Махонин, коммерческий директор Aeroxo Ltd, занимается разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов, объединяющих в себе достоинства квадрокоптеров и самолетов. Предприниматель призвал не бояться делать ошибки, ведь только так можно учиться и становиться лучше. «Когда мне предложили тему конференции, я был в небольшом замешательстве, — сказал он. — Ошибок нет, это ваш путь. Вы будете совершать просчеты в любом случае. Но, не совершив их, вы не придете к своему личному успеху».
![Андрей Ковалев Андрей Ковалев](/pubs/share/direct/573519723.jpg)
Завершил конференцию Андрей Ковалев, владелец девелоперской компании «Экоофис» и проекта «Подсолнухи Art&Food». «Я хочу вас призвать к тому, чтобы очень много думать. Сейчас надо думать в пять раз больше, чем раньше», — обратился он к студентам. Бизнесмен также посоветовал не пользоваться кредитами, а заработать стартовый капитал и попробовать открыть сначала маленькое дело. По его мнению, в ближайшее время среди актуальных направлений для бизнеса будет сфера ремонта автомобилей, а также производства продуктов питания и одежды.