• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МКК ВШЭ: встреча в новых обстоятельствах

30 мая открылось третье ежегодное заседание Международного консультативного комитета Высшей школы экономики.

Видеозаписи:

Образованный в 2010 году Международный консультативный комитет (МКК) Высшей школы экономики, который можно назвать внешним органом экспертизы программ развития университета, включает крупнейших мировых ученых и специалистов в сфере высшего образования. На этот раз в Москву на двухдневное заседание приехали глава МКК, лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Института перспективных исследований Принстонского университета Эрик Маскин, директор Центра международного высшего образования при Boston College Филип Альтбах, профессор Гарвардского университета Тимоти Колтон, координатор образовательных программ Всемирного банка Джамил Салми и профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниел Трейсман.

Совещание стало своего рода подведением итогов работы, проделанной ВШЭ за минувший академический год. Кроме того, за этот период в Вышке произошли заметные структурные изменения, изменились и некоторые внешние факторы, определяющие вектор развития российской системы высшего образования и науки.

«Наша встреча проходит в новых обстоятельствах, — отметил во вступительном слове ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Российское руководство за последнее время взяло курс на очень серьезное изменение системы высшего образования. Напомню, что Владимир Путин поставил задачу вхождения минимум пяти российских вузов в Топ-100 международных рейтингов. Можно эту задачу рассматривать символически и говорить, что мы ее за столь короткий срок не решим. Но можно рассматривать ее как некий вектор желаемого движения к присутствию России на глобальном академическом рынке. Это серьезный сдвиг от «охранительной» позиции под лозунгом, что наше образование самое лучшее, к констатации проблем и больших вызовов, которые стоят перед нашим образованием».

«Мне кажется, наша задача сегодня, — продолжил ректор ВШЭ, — не только посмотреть, что мы делаем в Высшей школе экономики, но и обозначить, что нужно сделать России и российским университетам для того, чтобы глобализироваться и стать конкурентоспособными — как в отношении академических и исследовательских возможностей, так и в отношении качества преподавания и связи образовательных программ с рынком труда».

Текущее положение российских вузов в ведущих мировых рейтингах незавидное, низка и цитируемость работ российских исследователей в области социальных и экономических наук (выделяется на этом фоне разве что Российская экономическая школа). В то же время в последнем рейтинге SSRN Высшая школа экономики заняла седьмое место по числу публикующихся авторов. Связано это, по словам Ярослава Кузьминова, с «приходом в университет большого количества молодых коллег, которые сразу стали публиковаться на английском языке». Этот в какой-то степени неожиданный прорыв позволяет руководству ВШЭ говорить о начале «быстрого вхождения Вышки на международный академический рынок». «Я надеюсь, что это движение продолжится, — добавил Ярослав Кузьминов. — Но перед нами стоит гораздо более серьезная задача — чтобы нас читали, чтобы нас уважали, чтобы те продукты, которые мы производим, были признаны и востребованы международным сообществом».

Презентации, отражающие основные тенденции развития Высшей школы экономики и появляющиеся в связи с ними новые вызовы, представили на совещании первый проректор ВШЭ Вадим Радаев и проректор ВШЭ Мария Юдкевич. Вадим Радаев, напомнив, что «к 2012 году завершился первый этап реализации Программы развития НИУ ВШЭ до 2020 года», отметил, что «сейчас самое время эту стратегию развить и скорректировать».

Он указал, что за последний год продолжился экстенсивный рост университета. Он выражается, например, в рекордном числе бюджетных мест, выделенных для очередного приема абитуриентов (по общему количеству бюджетных мест НИУ ВШЭ стал лидером среди российских вузов), а также в открытии новых направлений подготовки бакалавров и новых магистерских программ (число последних только за год выросло на 15 наименований). Ключевым структурным изменением НИУ ВШЭ стало присоединение к нему Московского института электроники и математики (МИЭМ), который насчитывает около 3700 студентов и 500 преподавателей. В то же время рост числа бюджетных мест на фоне ухудшающейся демографической ситуации привел к тому, что второй год подряд в Вышке сокращается (хотя и не драматически) доля «платных» студентов.

Меняется в Вышке и организация учебного процесса. Продолжается внедрение оригинальных образовательных стандартов, предусматривающих больший акцент на развитие компетенций и языковых навыков студентов. Ими были охвачены 19 бакалаврских и 18 магистерских программ. Запущена система LMS (Learning Management System), в которую уже конвертировано более тысячи учебных курсов.

Продолжается запуск дипломных программ на английском языке (пять таких магистерских программ открыты в 2012 году). Учебных курсов на английском языке в Вышке, конечно, значительно больше, что позволяет привлекать в вуз иностранных студентов. В 2011 году учиться в ВШЭ приехали 357 зарубежных студентов (включая представителей стран-республик бывшего СССР), 60 процентов из них провели в Вышке семестр или даже год. Однако задача привлечения в ВШЭ студентов из ведущих зарубежных университетов по-прежнему остается актуальной.

Университет старается развивать и исходящую мобильность. Открыты 24 программы двойных дипломов с 20 зарубежными университетами. Начата выдача грантов студентам Вышки для прохождения обучения в зарубежных вузах-партнерах. Но, как заметил Вадим Радаев, остаются неурегулированными критерии выделения таких грантов. Следует ли учитывать здесь в первую очередь результаты студентов, уровень программ и вузов, их реализующих, или другие факторы?

Сокращается размер аспирантуры ВШЭ, что обусловлено как объективными причинами (демографическими и экономическими), так и осознанным стремлением Вышки сконцентрироваться на качестве аспирантской подготовки. С этой же целью университет первым открыл академическую аспирантуру («аспирантуру полного дня»), которая в 2012 году распространится на новые направления подготовки. При этом промежуточные результаты деятельности академической аспирантуры, по словам Вадима Радаева, являются «неоднозначными».

Один из ключевых вопросов развития ВШЭ связан с кадровой политикой университета. В российском высшем образовании традиционно очень высок уровень преподавательской нагрузки, в том числе выпадающей на научных сотрудников. Вышка старается остроту этой проблемы снять. Для «разгрузки» преподавателей введен институт учебных ассистентов, а исследователи получили возможность раз в пять лет уходить в так называемый «саббатикал». При этом проблемой остается налаживание эффективной системы ротации преподавательского и научного состава.

Об успехах и вызовах академического развития ВШЭ рассказала в своей презентации Мария Юдкевич. Она напомнила, что в Вышке существует трехуровневая система академических надбавок за публикационную активность, но у такой стимулирующей политики есть и обратная сторона — нередко статьи публикуются в сомнительного качества журналах. Возможными вариантами решения проблемы проректор назвала создание «черного списка» нереферируемых журналов и журналов, берущих плату за публикации, а также дифференциацию академических «бонусов» в зависимости от качества журналов. С похожей дилеммой ВШЭ сталкивается при финансировании участия своих сотрудников в конференциях и других научных мероприятиях. Едва ли поддержка любой «выездной» активности, независимо от уровня и представительства конференции, должна становиться самоцелью.

Дополнительные надбавки сотрудники ВШЭ получают за публикации в зарубежных реферируемых журналах. Однако помимо прямых доплат университет предлагает сотрудникам такие формы поддержки, как курсы академического письма, корректура и двойная редактура (статья на иностранном языке редактируется не только российским, но и зарубежным рецензентом).

Международное научное сотрудничество проходит не только благодаря институциональным соглашениям между вузами или частным контактам российских и зарубежных исследователей, но и по линии специально созданных международных лабораторий. Выиграв конкурсы в рамках Постановления Правительства РФ №220 по привлечению ведущих зарубежных ученых, ВШЭ создало четыре международных лаборатории во главе с крупнейшими в своих областях иностранными специалистами. Еще 8 лабораторий с международным участием Вышка финансирует за свой счет.

В своих отзывах и комментариях к презентациям члены МКК остановились на нескольких ключевых моментах. Первый из них касается пределов роста ВШЭ. Филип Альтбах и Тимоти Колтон, в частности, выразили опасение, что дальнейшее расширение университета за счет новых структурных подразделений может привести к размыванию бренда Высшей школы экономики. Кроме того, переживая рост, важно не упустить из виду судьбу других кампусов университета. Эта проблема является общей для российских вузов — воспринимают ли «головные» университеты свои филиалы как полноценные и равноценные научно-образовательные единицы или как «второсортные» образовательные учреждения?

Не секрет, что многие российские вузы создают (иногда в массовом порядке) филиалы с сугубо коммерческой целью — заработать на выдаче дипломов о высшем образовании. В Вышке ситуация иная — подходы к организации учебного процесса и стандарты образовательных программ распространяются на весь университет, однако проблема позиционирования кампусов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми остается актуальной. Презентацию Пермского кампуса ВШЭ в ходе заседания провела его директор Галина Володина.

Члены МКК, обсуждая перспективы развития кампуса, предложили сделать акцент на развитии региональных проектов (кампус вполне мог бы стать своего рода генератором идей по развитию территории), искать зарубежных партнеров среди региональных вузов, имеющих схожие интересы и вызовы, теснее взаимодействовать (в том числе на уровне совместных образовательных программ) с другими кампусами ВШЭ. Кроме того, члены МКК считают уместным рассмотреть вариант превращения Пермского кампуса в лидирующий если не в стране, то в уральско-сибирском регионе бакалаврский университет. Такие проекты успешно реализованы в самых разных странах — от Индии до Мексики и США. При этом концентрация только на бакалаврских программах самого высокого качества вовсе не означает отказа от статуса исследовательского университета.

Подробно члены МКК остановились и на проблеме публикационной активности российских исследователей и возможностей ее стимулирования. «Университетские рейтинги напрямую связаны с публикационной активностью сотрудников того или иного университета, — отметил Эрик Маскин. — Причем международные рейтинги принимают во внимание не количество публикаций как таковое, но и уровень и качество журналов, в которых статьи печатаются».

Вместе с тем Филип Альтбах считает, что сложившаяся система международных научных журналов и конференций переживает кризис. Каждый год в мире появляется огромное количество квазинаучных журналов, которые, хотя и «завлекают» в свои редакционные советы зарубежных ученых, не имеют в научном сообществе никакого веса. «Так что боюсь, составление «черного списка» журналов не поможет, — сказал господин Альтбах. — Он будет настолько большим и будет так быстро расти, что вам придется специально нанимать людей, которые бы постоянно занимались его мониторингом».

А научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, профессор Стэнфордского университета Мартин Карной считает, что менять нужно саму исследовательскую культуру, сложившуюся в российских вузах. Коллеги-исследователи должны быть первыми и самыми заинтересованными оценщиками работ своих товарищей. Интересоваться тем, что делается по соседству, естественно для настоящего ученого, и дополнительные стимулы для этого ему, по большому счету, не нужны. Само исследование, процесс познания, приближение к открытию истины — вот главный стимул к научной работе для тех, кто действительно хочет ей заниматься, считает профессор Карной.

Заседание МКК и обсуждение перспектив развития ВШЭ и российского высшего образования продолжится 31 мая. Более подробный репортаж о заседании планируется опубликовать на портале ВШЭ в ближайшие дни.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука