• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Штудии в Украинском католическом университете

В апреле сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ Юлия Иванова и Павел Соколов провели несколько рабочих встреч с представителями львовского Украинского католического университета.

Украинский католический университет (УКУ) оказался очень динамичным, интенсивно обновляющимся и развивающимся, в полной мере использующим преимущества своего географического и культурного положения в центре Европы — на перекрестье между Востоком и Западом. УКУ поразил не только уровнем научных исследований, — хотя уровень этот позволяет рассматривать католический университет как один из ведущих научно-исследовательских центров региона, который с недавних пор именуют Центрально-Восточной Европой, — но и масштабом культурных проектов и социальных инициатив, представляющих собой пример реализации культурной и общественной миссии европейского университета.

Во время рабочей встречи с сотрудниками Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ проректор УКУ доктор Павло Хобзей рассказал об основных принципах стратегии университета. Важнейшие из них — толерантность и социальная ориентированность. Проректор подчеркнул, что УКУ не является клерикальным университетом, при этом будучи, несомненно, университетом конфессиональным и транслирующим христианские ценности. Наглядное доказательство этого — многоконфессиональный состав университета: в УКУ учатся, наряду с собственно греко-католиками, и католики римского обряда, и лютеране, и православные, и даже иудеи — двери университета открыты для всех независимо от религиозной принадлежности. Социальное служение университета не только декларируется, но и в ближайшее время получит свое воплощение в устройстве нового кампуса. Целое крыло строящегося сейчас студенческого общежития будет выделено для проживания молодых людей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. По замыслу авторов плана, совместное существование студентов УКУ и лиц, постоянно нуждающихся в заботе, будет, с одной стороны, способствовать социальной адаптации последних, а с другой, прививать студентам социальную ответственность. Еще один немаловажный для здоровой университетской жизни принцип, которого придерживаются в УКУ, — минимизация бюрократии, стремление ликвидировать промежуточные инстанции принятия решений, эту губительную «среду административной власти».

Некоторые преимущества УКУ дает и его статус частного университета. Свобода от государственного регулирования университетской жизни позволяет создать условия для преподавания даже самых редких и экзотических дисциплин и, тем самым, дает университету возможность выпускать уникальных специалистов, востребованных в ведущих мировых научных институциях. В УКУ действует принцип, согласно которому преподаватель имеет право открыть объявленный им факультативный или специализированный курс, если на него записались пять студентов, а в отдельных случаях… всего три студента. В существенной степени именно благодаря этой «элитарной» модели образования значительный процент сотрудников и выпускников УКУ защищают диссертации и занимают позиции в самых престижных университетах мира, среди которых — Оксфордский и Гарвардский.

Сотрудники ИГИТИ обсудили возможности сотрудничества с деканом факультета гуманитарных наук УКУ Игорем Скочилясом и с преподавателями кафедры исследований классической древности, Византии и Средневековья (кафедра КЛАВIС), возглавляемой Андрием Ясиновским. На открытом заседании кафедры КЛАВIС Юлия Иванова и Павел Соколов выступили с докладом «Политическая семантика от Уиклифа до Гоббса». Эта тема является в настоящее время одним из центральных направлений исследований в Центре истории наук о языке и тексте ИГИТИ: связи теорий языка и концепций значения с политической рефлексией в эпохи Позднего Средневековья и раннего Нового времени. По убеждению докладчиков, подобная постановка проблемы позволяет из новой перспективы рассмотреть такие основополагающие для европейского политического мышления вопросы, как инструментализация государства, глубина властного воздействия и разграничение публичного и приватного, природа манипуляции и теоретическое оправдание цензуры. В своем ответном слове заведующий кафедрой КЛАВIС рассказал о масштабной переводческой деятельности своей кафедры, сотрудники которой уже перевели и в настоящее время переводят на украинский язык сочинения Платона, Боэция, Ансельма Кентерберийского, известного византийского томиста Димитрия Кидониса.

Юлия Владимировна Иванова и Павел Валерьевич Соколов делают доклад на семинаре кафедры КЛАВIС
Юлия Владимировна Иванова и Павел Валерьевич Соколов делают доклад на семинаре кафедры КЛАВIС
Одним из направлений возможного сотрудничества между УКУ и историческими подразделениями НИУ ВШЭ могло бы стать изучение национальных историй. В ИГИТИ интерес к этой проблематике традиционен, свидетельство тому — созданная совместно с коллегами из Варшавского университета монография «Национальная наука в мировом контексте», параллельные издания которой вышли на русском и польском языках соответственно в 2010 и в 2011 годах. Кроме того, проблема национальной науки и «гамбургского счета» изучается в рамках магистратуры ИГИТИ и факультета истории «История знания в сравнительной перспективе». Коллеги из УКУ предложили свой, оригинальный подход к репрезентации прошлого Украины: в настоящее время они успешно реализуют проект построения национальной истории из перспективы имперских макро-нарративов. Осенью 2012 года в УКУ выступят сотрудники Вильнюсского университета, которые прочтут цикл лекций о государственном устройстве, экономике, культуре территорий современной Украины тех эпох, когда эти земли были частью Великого княжества Литовского.

Еще одним направлением совместных исследований могло бы стать изучение политической мысли в разных регионах Восточной Европы — прежде всего, на Украине, в Польше и Литве, — в эпоху раннего Нового времени. Особенно перспективным сотрудничество УКУ и ИГИТИ делает близость теоретико-методологических оснований, на которых построена работа обеих институций. Если у ИГИТИ идея синтеза истории и теории, то есть сочетания источниковедческой корректности историков с рефлексивностью теоретиков, заложена уже в самом названии института, то в теоретических штудиях украинских гуманитариев можно видеть своего рода позитивную неизбежность. Само пограничное (и оттого всегда проблематичное) положение западноукраинских земель делает необходимым постоянное обращение к опыту современной политической теории даже при изучении самых хронологически удаленных от современности и «академичных» сюжетов. Характерный пример — посвященная истории «унийного мышления» монография, опубликованная профессором кафедры КЛАВIС, а ныне преподавателем университета Notre Dame (США, штат Индиана) доктором богословия Юрием Аввакумовым в Берлине на немецком языке (Avvakumov G. Die Entstehung des Unionsgedankens. Die lateinische Theologie des Hochmittelalters in der Auseinandersetzung mit dem Ritus der Ostkirche(Veröffentlichungen des Grabmann — Institutes 47). Berlin: Akademie-Verlag, 2002. 433 S.). В беседах с коллегами из УКУ возникла также идея совместного проекта по истории и теории перевода донововременных философских текстов в украинской и российской интеллектуальной культуре — проекта, который мог бы объединить специалистов-переводчиков из ведущих гуманитарных вузов России и Украины.

Преподаватель кафедры КЛАВIС Галина Шепель поделилась опытом организации летних школ по классическим языкам для студентов различных вузов Украины. На этих школах, проводившихся в течение трех лет, древние языки преподавались в интенсивном режиме — 60 часов древнегреческого и 60 часов латинского в течение одного месяца! — для того, чтобы студент с базовым уровнем языка научился не только читать и понимать, но и интерпретировать аутентичные тексты. А еще коллеги с кафедры КЛАВIС рассказали о недавно опробованном в УКУ способе поощрения труда преподавателей университета. Минувшей осенью руководство организовало для сотрудников университета научно-этнографический тур по Закарпатью. Это был уникальный шанс увидеть памятники, которые в силу труднодоступности и недостаточной информированности редко попадают в поле зрения европейского человека: например, в одном из закарпатских сел есть церковь, в которой, согласно общей договоренности, попеременно проводят службы общины четырех разных христианских конфессий. Необходимость делить один храм возникла после того, как в результате природного катаклизма несколько старых церквей здесь было разрушено. Приходится только удивляться терпимости и уважению, которые проявляют друг к другу жители небольшого села, затерянного на просторах Закарпатья: кажется, у этих людей есть чему поучиться и политикам, и богословам.

Представители ИГИТИ получили также возможность ближе познакомиться с идеологией и стратегией развития УКУ на очередном семинаре из цикла «Гуманитарных бесед» — регулярных встреч сотрудников и студентов гуманитарного факультета, специальным спикером на котором выступил ректор УКУ, доктор Гарвардского университета (США) о. Борис Гудзяк. Выступая перед аудиторией, отец Борис прежде всего обозначил три принципа, которые лежат в основе духовной программы руководимого им университета: свидетельство, служение и общение (по-украински, «три С»: свідчення, служіння, спілкування).

Особенно подробно о. Борис остановился на устройстве возводимого в новом кампусе университетского храма. Согласно проекту, храм этот будет состоять из трех уровней, символизирующих важнейшие эпохи истории греко-католической духовности: подземной крипты Гроба Господня, нижнего храма св. Климента — папы Римского и верхней церкви св. Софии. В устройстве храма особенно показательна одна не совсем традиционная деталь: у входа в здание по обеим сторонам нартекса будет располагаться душепастырский центр, назначение которого — просвещать посетителей храма, предлагая им ответы на любые вопросы, касающиеся христианского вероучения и истории церкви. Смысл этого нововведения — демонстрация открытости Греко-католической Церкви обществу, ее просветительской миссии и готовности к диалогу, в котором функции посредника призван исполнять именно университет, его специалисты.