Третью миссию университета обсудили на заседании Международного экспертного совета Вышки
Российские и зарубежные участники встречи обсудили волонтерские и социальные инициативы Высшей школы экономики, сотрудничество с некоммерческими организациями, взаимодействие с общественностью, исследовательские поездки студентов по России, а также поговорили о том, как работает Бизнес-инкубатор Вышки.
Международный экспертный совет Высшей школы экономики провел очередное заседание 31 мая. Основной темой стала третья миссия университета. Вышка всегда уделяла много внимания взаимодействию с обществом. Последние 10 лет университет реализует широкий спектр волонтерских и благотворительных проектов в городах своего присутствия. Однако только в 2020 году концепция третьей миссии стала частью стратегии университета наряду с образованием и наукой.
Третья миссия вышла на первый план в прошлом году, во многом благодаря пандемии. Из-за карантина и стремительного перехода к онлайн-обучению возникла необходимость в широкой поддержке различных социальных групп, включая пожилых людей и учащихся средних школ, также как университетских сотрудников и школьных учителей. В этом отношении пандемия стала одновременно и вызовом, и возможностью для устойчивого развития, что позволило НИУ ВШЭ инициировать широкомасштабную дискуссию о роли третьей миссии в стратегиях российских вузов.
Приступать к реализации третьей миссии можно только тогда, когда университет достиг успеха в своих первой и второй миссиях: науке и образовании. Третья миссия зависит от первой и второй миссий и может быть эффективной только в связи ними.
Главная цель третьей миссии — интеграция университетов в региональные и местные программы развития, передача знаний и технологий, а также развитие инноваций, предпринимательской культуры и человеческого капитала. Третьей миссией Вышка закрепляет за собой роль ответственного университета, объединяющего социальную ответственность с преподаванием и наукой.
В 2020 году в НИУ ВШЭ появился Центр реализации третьей миссии университета, ставший первым аналитическим центром подобного рода в России. Центр подготовил публичный отчет о третьей миссии и запустил бесплатную программу цифровой стажировки для региональных российских университетов, направленную на обмен опытом и знаниями, связанными с третьей миссией. Недавно Вышка провела VIII ежегодную конференцию, посвященную третьей миссии университетов, в которой приняли участие более 800 человек и 18 университетов из разных стран.
Эллен Хэйзелкорн, член Международного экспертного совета (МЭС) ВШЭ, советник по политике Управления высшего образования (Ирландия), почетный профессор и директор Отдела исследований политики высшего образования (HEPRU) Дублинского технологического института
Это родная для меня сфера, так как я много работала в ней. Термин звучит как «третья миссия», но на самом деле, она является неотъемлемой частью двух других: науки и образования. В этом отношении я высоко оцениваю НИУ ВШЭ. Общественное и гражданское участие является важной частью деятельности университета. Есть целый список подобных инициатив по всей Европе, и я бы рекомендовала НИУ ВШЭ рассмотреть вопрос сотрудничества с ними. Сегодня все большая часть этой деятельности выходит за рамки борьбы с последствиями пандемии. В ЕС сегодня активно обсуждается то, как университеты взаимодействуют с сообществами, которые, по сути, их финансируют, а также общественная ценность образования в целом.
Россия выступает партнером большинства инициатив ЕС (включая Erasmus и Horizon Europe, реализация которой начнется в ближайшем будущем). Вопрос об общественной ценности и пользе конкретного исследования будет одним из критериев оценки в Horizon Europe. Все вместе это называется ответственные исследования и инновации — RRI (responsible research and innovation). Их главная цель — включить в стратегию университета общественную ценность проводимых им исследований.
Я бы предложила Вышке рассматривать третью миссию как часть и преподавания, и науки, а не как нечто стороннее: необходим стратегический план по ее интеграции в цели и задачи университета в целом.
Идеи, возникшие в результате этого обсуждения, должны повлиять на набор преподавателей, продвижение по службе, а также на признание и оценку талантов. Одна из ключевых задач — выйти за рамки волонтерства и перейти к выдаче кредитов за студенческие проекты и деятельность, которую также можно оценивать и учитывать. Это должно стать частью эффективного и актуального обучения.
Строительный материал для третьей миссии ВШЭ
Олег Попов, директор Центра реализации третьей миссии университета НИУ ВШЭ, рассказал о проекте московской мэрии «Московское долголетие», который реализуется в партнерстве с Вышкой. Проект стартовал в 2019 году и предоставляет людям старше 55 лет возможность участия в программах дополнительного образования ВШЭ, а также других мероприятиях для общения, социальной адаптации и творчества. Мероприятия проекта — это уроки разговорного английского и французского, которые проводят студенты Вышки, циклы лекций, курсы компьютерной грамотности, юридические консультации и занятия физкультурой.
Одним из осязаемых результатов проекта стала недавно вышедшая книга «По тропинкам памяти: Москва в лицах простых людей», где 115 рассказов проиллюстрированы студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Книга была создана в рамках курса «Мемуаристика», который также является частью проекта.
Павел Здоровцев, директор по развитию студенческого потенциала, рассказал о студенческих волонтерских проектах, в частности, об инициативах, возникших во время пандемии: онлайн-лагерь для детей от 6 до 14 лет, онлайн-репетиторство для учащихся школ-партнеров НИУ ВШЭ, а также проект цифровых волонтеров, помогающих преподавателям и студентам в работе с онлайн-платформами и новым программным обеспечением для онлайн-занятий. Студенческие волонтерские проекты реализуются Волонтерским центром НИУ ВШЭ, который набирает, обучает и поддерживает участников. Однако ряд проектов был инициирован самими студентами Вышки, например, HSE Minecraft, ставший популярной платформой для онлайн-мероприятий университета.
В будущем НИУ ВШЭ планирует сосредоточиться на практическом социально-значимом обучении и интеллектуальном волонтерстве, а не на событийном волонтерстве, а также развивать корпоративную социальную ответственность и создавать соответствующую платформу для общественных организаций и волонтеров из числа студентов и сотрудников.
Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований, рассказала о взаимовыгодном сотрудничестве НИУ ВШЭ с неправительственными организациями (НПО), в рамках которого студенты приобретают новые компетенции и навыки, а также получают доступ к полевым данным для социально-значимых исследований, а НПО заказывают фундаментальные и прикладные исследования на актуальные социальные темы. Вышка также активно проводит бесплатные консультации по различным вопросам.
Сотрудничество с НПО включает магистерскую программу «Коммуникации в государственных структурах и НКО», несколько курсов для магистров и бакалавров, проводимых представителями некоммерческих организаций, а также летние школы. Студенты могут писать курсовые работы под руководством НПО (примеры недавних прикладных исследовательских проектов: «Материнское выгорание: рекомендации по улучшению социальной политики», «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями: стимулы и препятствия для работодателей», «Устойчивое волонтерство»).
Мария Еременко, Ведущий эксперт, Центр по работе с местными сообществами НИУ ВШЭ
Как крупный университет мы считаем необходимым взаимодействовать с местными жителями. Быть частью города, в котором мы живем, — одна из составляющих идентичности Вышки. Университет готовит актуальную экспертизу градостроительных проектов, реализуемых с широким привлечением студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Целью проектов является перепланировка локальных общественных пространств в районах, где расположены здания НИУ ВШЭ. Вышка также активно сотрудничает с музеями, организациями культуры и местными сообществами: создает новые культурные достопримечательности и проводит мероприятия. Кроме того, специалисты НИУ ВШЭ принимают участие в публичных обсуждениях ключевых вопросов московской повестки дня и готовят рекомендации для местных властей.
Еще один пример взаимодействия с общественностью привела Оксана Черненко, директор ВШЭ по образовательным инновациям: она рассказала о проекте полевых исследований «Открываем Россию заново», который предусматривает выездные образовательные мероприятия студенческих групп (до 12-15 человек) под руководством как минимум двух преподавателей НИУ ВШЭ. В экспедициях студенты изучают проблемы, имеющие практическое значение для местных сообществ, и овладевают новыми навыками, которые невозможно получить в кабинетных исследованиях.
Студенты используют этот опыт не только для написания статей, курсовых или дипломных работ, но и для создания аналитических отчетов для региональных и муниципальных властей, проектов реконструкции, материалов для заявок на гранты для музеев, а также сувениров, фотовыставок и т.д.
Почти 2300 студентов и более 450 преподавателей приняли участие в экспедициях в 65 российских регионов. В проекте участвуют все кампусы НИУ ВШЭ. В планах на будущее — разработка модели совместных экспедиций с университетами-партнерами и расширение географии экспедиций.
Эрик Маскин, председатель Международного экспертного совета ВШЭ
Я считаю, что наиболее ценные проекты для НИУ ВШЭ и других вузов — это те, в которых используются особые знания и опыт университета. Когда студенты работают волонтерами в интернатах или домах престарелых, это замечательно с человеческой точки зрения, но эта деятельность, на самом деле, не задействует особых знаний, которыми могут обладать студенты и сотрудники университетов. Поэтому сегодня меня особенно интересовали те проекты, в которых используются знания и опыт, накопленные университетом.
Нина Феодосиади, заведующая Бизнес-инкубатором ВШЭ, рассказала о его работе. На сегодня эта структура — ведущий университетский бизнес-инкубатор не только в России, но и в мире. Он стремится развивать сообщество единомышленников, а также инновационную и предпринимательскую среду, активно работает с корпоративными партнерами и делится опытом с другими университетами.
Бизнес-инкубатор планирует расширять свою деятельность путем разработки долгосрочной стратегии коммерциализации университетской интеллектуальной собственности и более активного привлечения студентов с помощью проектного обучения. Конечная цель — это построить венчурную экосистему на базе университета: от разработки курсов до стартап-студии и собственного венчурного фонда НИУ ВШЭ.
Цянь Инъи, Профессор Школы экономики и менеджмента Университета Циньхуа (КНР)
Что касается бизнес-инкубаторов, это та область, где третья миссия наиболее тесно связана с первыми двумя, особенно с точки зрения обучения творчеству, потому что предпринимательство — это действительно творческое занятие. Основная миссия университетов — это образование. А обучение творчеству — это новое веяние, но имеющее огромное значение в наше время.
Я считаю, что университеты не должны стремиться максимально нарастить число стартапов, созданных студентами или недавними выпускниками. Основная цель должна заключаться в использовании знаний, накопленных в университете, для обучения студентов, чтобы они были креативны в долгосрочной перспективе. Не обязательно начинать бизнес во время или сразу после учебы.
Объединение студентов из разных областей является важной задачей: студенты, изучающие естественные и инженерные науки, могут работать над междисциплинарными проектами вместе со студентами факультетов экономики, бизнеса и коммуникаций. Это конкурентное преимущество университетов, полезное для студентов. Также важно работать с бизнес-сообществом, инвесторами. Например, в университете могут быть должности «Приглашенный предприниматель» или «Приглашенный бизнес-ангел».
Комментируя презентации, сделанные во время встречи, Франциско Мармолехо, советник по образованию Катарского фонда образования, науки и общественного развития, отметил значительные и разноплановые успехи ВШЭ в рамках третьей миссии, а также важную роль университета в обеспечении благополучия общества в целом. Однако он отметил, что связь третьей миссии с преподаванием и наукой не всегда очевидна. У НИУ ВШЭ есть прекрасная возможность использовать третью миссию для улучшения преподавания и исследований. Крайне важно более четко определять конкретные показатели измерения успеха, чтобы вся деятельность была направлена на развитие университета в целом.
Филип Альтбах, Основатель Центра международного высшего образования в Бостон-колледже
Меня очень впечатлил общественный вклад ВШЭ, сотрудничество с сообществами и районами Москвы по развитию местной окружающей среды, а также работа с пожилыми людьми. В этой связи Вышка делает очень интересные вещи, которые помогают студентам осознать, что такое социальная ответственность и что такое общество. Я обратил внимание, что мы говорим о двух разных видах деятельности, которые несколько различаются и в литературе, и в человеческом понимании: первый — это социальные проекты (социальный вклад в общество), а второй — трансфер технологий и деловые отношения. Возможно, стоит обратить внимание на то, как объединить их в одно целое.
Следующая встреча Международного экспертного совета ВШЭ состоится в ноябре или декабре 2021 г.
Альтбах Филипп Дж.
Еременко Мария Александровна
Здоровцев Павел Александрович
Попов Олег Анатольевич
Скокова Юлия Аркадиевна