«Уровень амбиций студентов вырос»
Заместителя заведующего отделением логистики ВШЭ Андрея Виноградова студенты назвали лучшим преподавателем университета 2011 года сразу в двух категориях — как лектора и ведущего семинаров. Между тем его профессиональные интересы и функции выходят далеко за пределы преподавания.
— Андрей Борисович, вы проделали путь от выпускника Вышки до заместителя заведующего отделением логистики. Поделитесь секретом карьерного роста.
— Больших секретов тут нет. Я с 1996 года учился в Высшей школе экономики на факультете менеджмента, и по окончании бакалавриата Валентина Владимировна Дыбская, тогда заведующая кафедрой логистики, а сейчас уже и руководитель одноименного отделения, пригласила меня ассистентом на кафедру. Получилась довольно интересная ситуация: в то время как значительная часть моих сокурсников поступали в магистратуру, я перешел на пятый курс на специализацию «Логистика». Причем параллельно с высшим я получал еще и дополнительное образование в Международном центре подготовки кадров в области логистики (МЦЛ).
Когда стал работать на кафедре в качестве ассистента, сразу же включился и в консалтинговую деятельность, и со временем стал старшим преподавателем, а также заместителем директора МЦЛ по консалтингу. Участие в консалтинговых проектах для меня всегда было очень интересным, поскольку, помимо теории, я имел возможность изучать практический опыт на конкретных примерах российских компаний.
— Какие учебные курсы вы сейчас преподаете?
— Начал я с ведения семинаров по дисциплине «Основы логистики», потом взялся за «Логистику складирования», затем при поддержке заведующей кафедрой Валентины Владимировны Дыбской, разработал собственный курс «Управление межфункциональными конфликтами и координация в логистике». Сейчас я веду лекции или семинары в общей сложности по четырем дисциплинам в специалитете и трем — в магистратуре отделения логистики.
— Насколько значимы для вас как для преподавателя результаты студенческих выборов?
— Для меня они, конечно, важны. Я рассматриваю это голосование как своего рода обратную связь, которая дает понять, нравятся ли мой стиль, мои методы преподавания студентам, нахожусь ли я в принципе на своем месте. В то же время я понимаю, что результаты выборов нельзя воспринимать как абсолютно достоверные, поскольку на нашем отделении проголосовала лишь малая часть студентов. Уверен, что значительное количество преподавателей отделения заслуживают такого признания больше, чем я. Тем не менее, мне было приятно оказаться в числе победителей и убедиться таким образом в том, что я как преподаватель двигаюсь в правильном направлении.
— Вы находились по обе стороны «баррикад», то есть образовательного процесса. Учитывая этот опыт, можете ли вы сказать, насколько за последние пять-десять лет изменились студенты?
— Различия между студентами, в числе которых учился я, и нынешним поколением учащихся, конечно, заметные. Десять лет назад у студентов факультета менеджмента не было определенности относительно выбора места работы: менеджмент — понятие широкое, нам давали фундаментальную подготовку, позволявшую выбирать из множества карьерных траекторий, но заранее спланировать, где мы окажемся, было трудно. Сейчас подготовка при сохранении неких фундаментальных вещей является более узкой, и многие студенты начинают работать уже с третьего курса, причем работать по специальности, на хороших местах и в довольно престижных компаниях. То есть вместе с уровнем специальной подготовки, вырос и уровень амбиций студентов. С другой стороны, повысилась прозрачность оценок — появилась рейтинговая система, которой не было, когда я учился. Она не только позволяет студентам оценивать свое положение относительно сокурсников, но и помогает преподавателям отбирать лучших кандидатов для участия в различных проектах или зарубежных стажировках. Но самое интересное, что рейтинг позволяет и работодателям получать в открытом доступе информацию о лучших студентах и присматриваться к ним задолго до окончания вуза.
— Изменились ли в связи с этим ваши подходы к преподаванию и требования к студентам?
— По мере того как я приобретаю дополнительный опыт, подходы совершенствуются. Я стараюсь как можно больше использовать практические ситуации, так как уверен, что при преподавании логистических дисциплин важно ориентировать студентов не на примеры из зарубежных учебников, а на случаи, возникающие в нашей действительности. В процессе преподавания это сводится к групповым работам с кейсами, причем эти ситуации разработаны на базе реальных консалтинговых проектов, которые мы проводили в МЦЛ — получается эффект синергии между моей консалтинговой и преподавательской деятельностью.
Еще одно существенное отличие нынешней ситуации от времени, когда я сам обучался логистике, заключается в заметном расширении доступа к специальной литературе. Если в прошлом на полках крупных книжных магазинов было всего несколько учебников по логистике, то сейчас количество книг отечественных авторов, переводной литературы, периодических изданий, посвященных вопросам логистики, выросло многократно. Могу сказать, что библиотека Вышки имеет прекрасную электронную базу журналов по логистике, не уступающую по своему наполнению библиотекам ведущих зарубежных вузов, и наши студенты могут из дома, ориентируясь по ключевым словам, найти статью по интересующей их тематике и подготовить качественную работу, будь то реферат, курсовая или диплом.
Что касается использования кейсов, то в них обязательно дается некая вводная информация, но при этом бывают случаи, когда студентам самим необходимо добрать данные, например, проанализировать тенденции, существующие на рынке логистических услуг. В итоге получается сочетание работы по кейсу и самостоятельного исследования, пусть и в небольшом формате. На основе таких исследований можно выявить студентов, склонных к научной работе — с тем, чтобы в дальнейшем привлечь их к преподаванию.
— Как можно стимулировать исследовательский интерес таких студентов и что для этого делается?
— Мы стараемся привлекать их к проектам и исследованиям, проводимым как своими силами, так и вместе с зарубежными партнерами. Например, сейчас мы осуществляем совместный проект с немецкой консалтинговой компанией по исследованию логистического контроллинга в организациях, работающих на российском рынке. В свое время такое исследование было проведено в Германии, сейчас оно осуществляется в России, впоследствии у нас будет возможность сопоставить результаты и сделать соответствующие выводы. В прошлом году проводилось исследование рынка логистических посредников, оно, скорее всего, будет продолжено и в этом году. Очевидно, что привлечь в науку большинство студентов нам не удастся, но тем, кому это интересно, мы можем предоставить возможности реализовать себя.
— Ваш собственный пример доказывает, что совместить преподавательскую, консалтинговую и административную работу реально. И все же как вам удается распределять свое рабочее время? Логистика помогает?
— Приходится приобретать дополнительные навыки в сфере управления временем, в частности правильной расстановки приоритетов. Понятно, что есть учебная нагрузка, которую всегда надо выполнять, но в каждый момент времени можно установить для себя определенный приоритет. Например, сейчас мы готовим очередную стажировку студентов в Германии, которая пройдет во второй половине января будущего года (в качестве заместителя заведующего отделением я отвечаю за международные образовательные проекты). Соответственно, значительную часть времени я уделяю сейчас организационной работе. Потом высвободившиеся временные ресурсы можно будет направить на консалтинговую деятельность, ну и так далее. Сочетать разные виды деятельности — задача нелегкая, но зато творческая, оставляющая определенную свободу действий. Это для меня важно, поскольку открывает возможности самореализации и в ряде случаев получения синергетического эффекта.
— Вы много стажировались за рубежом, в частности в Германии. Насколько увиденное вами там может быть соотнесено с российскими реалиями?
— Наблюдая за тем, как строится образовательный процесс в той же Германии, можно многое для себя почерпнуть. Например, там проводятся очень интересные экскурсии на логистические объекты — мне кажется, что использование такой практики было бы неплохо расширять и в рамках нашей системы подготовки. Другое дело, что простое копирование образовательных подходов или программ не будет эффективным. Между российскими и немецкими университетами есть существенная разница в степени свободы. Университеты в Германии достаточно автономны, они сами составляют учебные планы, им не нужно согласовывать их с множеством вышестоящих инстанций, приводить к единым стандартам. Какие-то университеты ориентируются на фундаментальную подготовку в области математики — скажем, в Европейском университете Виадрина во Франкфурте-на-Одере, с которым мы сотрудничаем, очень силен операционный менеджмент и производственная логистика. В других учебных заведениях приоритет отдается транспортному направлению, то есть вузы там сильно специализированы.
В Германии и других западных странах — и это ни для кого не секрет — значительно большее значение придается самостоятельной работе студентов. Само построение учебных курсов ориентировано на это. В России ситуация принципиально иная: больше знаний дается студентам на лекциях и семинарах, чем они приобретают самостоятельно. Виноваты в таком положении дел, по моему мнению, обе стороны: преподаватели и студенты. Здесь нам нужно постепенно двигаться в сторону европейских университетов. Другая особенность западных вузов заключается в том, что вокруг большинства из них есть исторически сложившийся пул компаний, с которыми данный университет сотрудничает. В эти компании вузу достаточно легко устроить на практику студентов, с ними реализуются долгосрочные консалтинговые проекты, в которых студенты и преподаватели могут принимать участие. Мы такой пул тоже стараемся постепенно формировать.
— Но готовы ли российские компании встраиваться в такие околоуниверситетские пулы?
— Здесь действительно существует проблема, так как далеко не все организации осознают необходимость привлечения молодых кадров и в принципе не придают логистике того значения, которое она заслуживает как современный инструмент повышения конкурентоспособности, о чем хорошо осведомлены в экономически развитых странах. Мы вообще стоим перед решением разных задач: если на Западе речь идет об оптимизации процессов логистики, то нам нужно выстраивать логистическую инфраструктуру в масштабах страны, так как повсеместно ощущается дефицит мощностей, либо их несоответствие современным требованиям. При этом нужно учитывать и аспект мотивации для бизнеса: сокращать логистические издержки и повышать качество сервиса нужно, когда на рынке существует реальная конкуренция. Если же рыночная ситуация характеризуется наличием монопольных или приближенных к ним условий, то большую маржу можно поддерживать и другими способами. Отдельный вопрос — правовая база, в том числе таможенное регулирование, ведь в России основные расходы могут ложиться даже не на складирование и транспортировку, а на «растаможку». Но мне все-таки хочется надеяться, что мы движемся в сторону общемирового тренда и окажемся в условиях, когда руководители компаний, в том числе с помощью наших студентов, будут осознавать важность логистики для успеха их бизнеса.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ