«Преподавание — увлекательный процесс»
Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Оксана Черненко признана студентами факультета права ВШЭ одним из лучших преподавателей, проводивших семинарские занятия в прошедшем учебном году.
― Оксана Эдуардовна, какой курс и каким студентам вы читаете?
― Я веду семинарские занятия по курсу «Муниципальное право России». Это одна из базовых дисциплин публичного права, она рассчитана на студентов второго курса факультета права нашего университета. Замечательно, что мои коллеги по кафедре конституционного и муниципального права также стали победителями этого конкурса и среди них — профессор Овчинников, который ведет лекционные занятия по этому курсу, он назван одним из лучших лекторов факультета права. Это, наверное, подтверждает, и интерес студентов к курсу. Правда, через год с переходом на новые учебные планы «Муниципальное право» станет курсом по выбору, сейчас дисциплина является обязательной. Тогда, кстати, и посмотрим, подтвердятся ли столь высокие оценки, которые мы получили в этом году — выберут ли студенты курс.
Еще я веду занятия в группе для студентов постарше, это тоже курс по проблемам местного самоуправления.
― Как вы думаете, что студенты ставили во главу угла, когда принимали участие в этом голосовании, что оценивали в первую очередь?
― Студенты факультета права отличились во время голосования особой активностью, явка была одной из самых высоких по университету. И это уже приятно, значит, ребята сочли нужным потратить какое-то время, прийти и отдать голоса за преподавателей.
Поскольку мои студенты — это, в основном, второкурсники, есть, наверное, смысл рассуждать не столько о полезности дисциплины, ее необходимости для трудоустройства и карьеры, сколько говорить об интересе к курсу, универсальных вещах общеобразовательного характера.
Когда я читала интервью с коллегами в рубрике Vivant professors, отмечала, что кто-то считает себя строгим преподавателем, и даже жестким, а кто-то — более лояльным. Но мне про себя трудно что-то подобное сказать. Мне кажется, что очень важно, особенно на первых курсах, заложить основы профессионального отношения к делу, в том числе и в плане дисциплины. Сразу преподавателем должны быть объявлены правила, которые следует соблюдать. Например, по нашей дисциплине есть срок сдачи письменной работы, и он абсолютный. Может случиться что угодно — кто-то может заболеть, у кого-то сломается компьютер… Но мы изначально договорились, что это абсолютный дедлайн, на следующий день работа уже не принимается. Это особенно важно для юристов: на следующий день твой совет клиенту уже не нужен, срок исполнения прошел…
У меня по семинарам нет «отработок», если кто-то пропустил занятие, он должен изучить эту тему самостоятельно. И удивительная штука: ребята, которые пропускают семинары по разным причинам, потом приносят работы, и я консультирую их по тому материалу, который они пропустили. Это лояльность? Это жесткость? Нет, это соблюдение заранее объявленных правил. Может быть, эти и подобные вещи принимались во внимание во время голосования.
Местное самоуправление в нашей стране — явление сложное, тем более интересен процесс изучения его законодательного регулирования и правового обеспечения. Мы со студентами изучаем законодательство, анализируем, как должно быть и что реально есть на практике, что происходит в родном муниципалитете. Мне кажется, это позволяет лучше понять предмет. Мне было странно, когда ребята говорили, что «Муниципальное право» — это трудный предмет. Я так не считаю. Но поняла, что им сложно совместить законодательные акты и информацию, изложенную в учебниках. Пока не приложишь теоретическое юридическое знание к практике, это действительно трудно. Поэтому мы в течение всего курса слушаем сообщения каждого студента, это так называемая «визитка» своего муниципального образования. Любую информацию, которую студенты находят, мы разбираем в привязке к родному городу, району, и тогда все становится более осязаемо и понятно.
― Где, на ваш взгляд, больше возможностей проявить свои профессиональные педагогические таланты — во время лекций или на семинарах?
― Заинтересовать аудиторию на лекции или организовать интересное обсуждение на семинаре — по-разному сложные вещи. Лекция не предполагает немедленного интерактива, и это — трудно. Но и хороший семинар провести не просто: иногда по ходу приходится менять сценарий, что-то перестраивать и переделывать, дискуссия может пойти не так, как запланировано. Занятия по одной теме в разных группах проходят по-разному. Но провести удачный семинар — штука приятная.
― Насколько важно совмещение учебной работы с научно-исследовательской? Как это возможно в рамках вашего курса?
― Это очень важно, потому что дает возможность то, что преподаватель изучает (для меня это — муниципальная образовательная политика), принести в аудиторию. Это еще одна возможность показать, как теория связана с практикой. И когда ребята приходят со своими предложениями по тематике письменных работ, это можно только приветствовать. Пусть это будет свое микроисследование, но с попыткой увидеть проблему, изучить ее, описать. Преподаватель, читая письменные работы, понимает, какой фрагмент написан студентом, а какой списан. Но если студент сам выбирает тему-проблему, то вероятность списывания ниже, работа будет написана пусть шершавым языком, но самостоятельно. Поэтому мне кажется, что совмещение обучения и исследования — это правильно. Это делает учебный материал живым, ты начинаешь интересоваться не параграфом в учебнике, а проблемным предметным полем.
― Существует мнение, что юристы — это особые люди, которые иначе смотрят на мир. Это так?
― Конечно, так. И в этом есть проблема: нужно постоянно преодолевать эту особость. Я считаю, что у юриста должны быть по-особому устроены мозги, как по-особому они должны быть устроены у экономиста, социолога, психолога, бухгалтера, дирижера — у кого угодно, то есть у любого профессионала.
Для юриста важно обладать строго логическим, юридическим мышлением, но при этом не быть зашоренным в своей области… И замечательно, когда юрист может объяснить неюристу правовую проблему. В этом смысле важны междисциплинарные исследования: это отличная возможность для юристов научиться понимать других и доносить до них свое правовое знание.
― Оксана Эдуардовна, помимо преподавательской работы вы еще являетесь исполнительным директором Фонда образовательных инноваций. Расскажите, как эта работа сочетается с педагогической деятельностью?
— Задача Фонда образовательных инноваций в том, чтобы поддерживать деятельность преподавателей как преподавателей (кто-то придумал новый курс, кто-то — новый способ проведения семинара, еще что-то новое), все это составляет нашу образовательную среду. Мне было бы непросто работать в фонде, если бы у меня не было собственного опыта преподавания. С этой точки зрения преподавание помогает мне в работе университетского администратора.
― Хотя опыта административной работы у вас больше…
― Да, значительно больше, чем опыта преподавания. Я начала преподавать относительно недавно. В какой-то момент мне стала интересна преподавательская работа, я поучилась на магистерской программе по праву (совместная программа Московской высшей школы социальных и экономических наук и Университета Манчестера), посмотрела на процесс изнутри, много общалась с коллегами-преподавателями. Мне кажется, что в университете очень важно, когда ты в теме, когда ты знаешь, что такое университет изнутри. Фонд сейчас набирает обороты, мы планируем проводить регулярные семинары по обмену опытом, хотим не просто собирать лучший опыт, но показывать его всем. И я очень рада, что могу этим заниматься.
― Как вы относитесь к мысли о том, что преподавательская работа очень сильно затягивает?
― Это практически мой случай. Когда я окончила юрфак МГУ, многие мои однокурсники сразу пошли преподавать. Я тогда работала в Институте государства и права Академии наук, мне было интересно то, что я делала. Тогда я не представляла себе, что могу пойти к студентам и что-то им рассказывать. Преподаватели мне представлялись этакими гуру, и я не видела себя среди них! А потом что-то накопилось, сложилось, и я рискнула войти в аудиторию. Я по-прежнему остаюсь университетским администратором, но мне теперь сложно представить, если мой курс не выберут, как я останусь без преподавания. Это что-то, что требует от тебя многого, но и многое дает, этим интересно заниматься. А уж когда что-то получается, хочется заниматься этим и дальше.
Преподавание — это живой процесс, может быть, поэтому он так затягивает. А если потом студенты пишут хорошие работы, то увлекаешься еще больше. Это очень трудная работа, хотя и позитивная.
― У вас много административных и преподавательских обязанностей, а чем вы увлечены в свободное время?
― Я, наверное, счастливый человек: у меня есть работа, которая мне нравится, друзья и коллеги, с которыми я могу разделить общий интерес, есть семья и дом. Я люблю ходить в театр, кататься на горных лыжах, путешествовать. У меня есть любимая собака и не менее любимая кошка.
― У вас очень разнообразные хобби. Вы сами встали на горные лыжи?
― Встала сама, за год до того, как начала заниматься преподаванием. Как-то вместе с подругой и коллегой решили, что хотим научиться кататься. Я боюсь высоты и скорости, может, поэтому и решилась. И теперь каждый год с семьей катаюсь на лыжах. И многих друзей увлекла этим видом спорта. Для меня нет лучшего отдыха, чем зимой уехать в горы на неделю. Мне кажется, что в горах все лаконично и завораживающе: только небо, снег и сами горы. Это нечто необыкновенное, что дает мне силы и заряд бодрости.
― Ваше отношение к этому конкурсу — когда студенты голосуют, выбирая лучших преподавателей?
― Наверное, это самый трудный вопрос, потому что любая процедура такого рода субъективна. Кто-то может подумать, если меня выбрали лучшим в этом году, то что дальше? Если я не попаду на следующий год в число победителей, это значит, я хуже работал? Или нет? Мне было и удивительно, и приятно увидеть себя в списке победителей.
Я считаю, что такой конкурс нужен. Возможно, надо еще раз вернуться к процедуре проведения конкурса, методике расчета результатов. Но проводить его следует непременно.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ