• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вести компанию, ориентируясь на знания и интуицию

Любовь Симонова-Емельянова, оканчивает программу дополнительного образования «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов»: «Мы познавали интернет опытным путем, не побоявшись «схватить за хвост» едва зарождавшийся интернет».

— Любовь, что привело вас в Вышку на программу дополнительного образования по управлению интернет-проектами?

— Просто в жизни наступил такой момент, когда пора уже было разложить по полочкам все свои знания, а их много накопилось, ведь я с Интернетом связана с 1996 года. Упорядочиванию знаний, представлений и опыта способствует исключительно обучение, причем не самостоятельное, а непосредственно в учебном заведении. И еще хотелось каких-то знаний добрать и получить диплом о том, что у меня есть управленческое образование. Курс менеджмента в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов позволяет все эти задачи решить.

— Как вы оказались в этой сложной профессиональной сфере?

— У меня техническое образование: я окончила Московский институт тонкой химической технологии имени Ломоносова по специальности «инженер-технолог» со специализацией «биотехнология». Однажды в лаборатории химии меня посадили за компьютер и сказали — вот интернет. Я все время хочу узнавать что-то новое, а на тот момент интернет был самым новым явлением. Мне хотелось понять, что это такое, как устроено. Я стала потихоньку разбираться, потом даже в качестве подработки делала сайты, участвовала в разработке проектов. Сначала, пока я варилась в научной среде, это было вроде хобби, но вскоре интернет занял все мое рабочее время. Я попала в компанию-интегратор, которая прокладывала сети в зданиях и создавала сайты своим клиентам. Меня взяли в отдел вэб-девелопмента. А через несколько месяцев друзья из уже сложившегося круга общения «интернетчиков» позвали меня работать в лидировавшую на тот момент в сфере веб-дизайна группу компаний «Альтермедиа».

— Выходит, вы никогда специально не учились тому, чем занимались?

— У меня не было возможности, ведь тогда никто не знал, что такое интернет, никто этому не учил. Интернет-технологиям стали учить на семинарах и конференциях примерно с 2002 года. А образовательные программы по управлению проектами в интернете появились всего года три-четыре назад, но зато теперь их отточили, обкатали — можно идти учиться и получать удовольствие от процесса.

В нашем интернет-сообществе, за редким исключением, работают люди с образованием, мало связанным с интернетом. Это либо гуманитарии, либо технари, которые в свое время получили классическое техническое образование в МАИ, МИСИСе, Горном институте... Я знаю специалистов по биотехнологиям, есть даже медики, и никто не обучался интернету и управлению — мы познавали его опытным путем, не побоявшись «схватить за хвост» едва зарождавшийся интернет.

— И все же вы решили уйти из интернет-сферы…

— Я семь лет проработала на интернет-проектах. И выучила все, что можно было по интернет-маркетингу и рекламе. Я понимаю, как осуществляется полный цикл создания доходного проекта с нуля и до прибыли, и неплохо освоила этот процесс. Семь лет — это много. Мне захотелось поменять работу, и звезды расположились так, что Алексей Басов предложил мне работать в его команде в «Финаме» в департаменте инвестиций. Я была руководителем отдела стратегии и развития, занималась портфельными активами, искала компании для инвестиций, которые бы хорошо смогли взаимодействовать с текущими проектами. А сегодня я работаю в венчурном фонде «Almaz Capital» и занимаюсь поиском компаний, в которые фонд смог бы инвестировать и развивать их дальше.

— В чем специфика вашей сегодняшней деятельности?

— Самое главное в работе на инвестиционном рынке — это чувствовать перспективы, видеть основные тренды, замечать компании, которые идут «правильным» путем. Сейчас внимание фонда, в котором я работаю, сосредоточено не только на российском, но и на мировом рынке.

Я помогаю молодым компаниям в качестве эдвайзера (советника). Поиск перспективных проектов — это тяжелый, ежедневный труд. Идей, компаний, проектов много, нужно постоянно общаться с людьми, вести переписку, просматривать предложения, узнавать, кто, что, как и зачем делает. И при этом дай бог, если один из ста проектов будет соответствовать сфере деятельности фонда.

— Какие из ваших проектов показались вам особенно интересными?

— Недавно я познакомилась с хорошей задумкой: можно оформлять талоны и скидки на услуги автомоек через интернет. Но эта идея осуществима только в больших российских городах, так как существует порог окупаемости, и в городе с числом жителей менее ста тысяч, проект не принесет дохода.

Не так давно мы стали сотрудничать с «Трэвел меню». Это туристическая компания, которая работает на российском рынке с 2006 года, успешно реализует «горящие» туры. Если раньше «горящие» туры через интернет купить было проблематично (все равно надо было идти в агентство, и смотреть предложения), то сейчас возможность покупки on-line есть, хоть завтра лети, если очень хочется.

Другой очень интересный проект — сайт знакомств. Обычно на подобных сайтах при автоматическим подборе подходящего тебе человека нужно долго заполнять профиль. А здесь придумано ненавязчивое заполнение профиля посредством разных тестов. Можно когда угодно зайти на сайт, пройти тесты, и программа сама составит представление о посетителе.

— А у ваших коллег по образовательной программе есть проекты, в которых можно разглядеть удачное коммерческое будущее?

— Безусловно. Как раз недавно мы презентовали свои проекты, и среди них оказалось много интересных по электронной коммерции, по внедрению в социальные сети различных приложений. Посмотрим, что из этого получится. Я сейчас помогаю как минимум трем проектам, и все три будут развиваться.

Кстати, я была на чтении итоговых проектов прошлого набора слушателей. Замечательная была группа, они представили несколько проектов, которые хоть завтра можно начинать реализовывать.

— Как вы оцениваете программу по управлению интернет-проектами с точки зрения содержания и преподавания?

— Пока я довольна, сейчас идет третий месяц программы, и мне не жаль ни времени, ни потраченных средств. Некоторые вещи для меня очевидны благодаря моему опыту. Но я считаю, что если доберу знаний еще, — это будет отличный результат.

Например, курс по финансовому менеджменту помог мне четко упорядочить знания по финансам. Алексей Беляев очень интересно читает про картографические сервисы. Я для себя много нового открыла. Дмитрий Степанов читает свой замечательный курс и «раскладывает» по полочкам проекты, которые презентуют студенты.

У каждого преподавателя свой стиль, они все специалисты в своей области, каждый рассказывает «правильные» вещи. И аудитория у нас разная, кто-то знает больше, кто-то меньше, но в основном люди уже с практическим опытом.

Со своей стороны я могу сказать, что программа качественная, я бы рекомендовала ее своим коллегам по цеху. На программу стоит идти уже потому, что после ее окончания можно будет уверенно сказать: я действительно управленец, у меня достаточно знаний, чтобы вести свою компанию, ориентируясь не только на интуицию.

— Какие у вас планы?

— Работать и дальше. В нашей стране инвестиционная среда еще не сформирована, есть недостаток фондов ранних инвестиций, не хватает поддержки начинающих предпринимателей, которые не знают, куда пойти, как себя реализовать. Но все-таки есть фонды, которые инвестируют в проекты на ранних стадиях, если видят команду, которая строит бизнес, понимает, чего хочет и как этого достичь. У нас есть «Главстарт» и «Runa Capital», в Петербурге действует  замечательный инкубатор «Ингрия», существует «GreenfieldProject», который хоть и не вкладывается финансово, но организует мероприятия по образованию и помощи молодым предпринимателям. Обо всем этом просто нужно знать. Я стараюсь выступать на конференциях, мероприятиях и доносить эту информацию до тех, кто ищет и пробует свои силы.

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ