• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Самое опасное – это потерять критическое отношение к себе. И чувство юмора»

«Самое опасное – это потерять критическое отношение к себе. И чувство юмора»

Ректор Ярослав Кузьминов обратился к студентам, преподавателям и сотрудникам Высшей школы экономики.

Дорогие друзья, коллеги, студенты!

Поздравляю всех нас с 27-м учебным годом Вышки!

Когда-то мы были проектом, потом маленьким вузом, затем – крупным университетом. Сегодняшняя Вышка – это больше, чем университет. Вышка – это интеллектуальное сообщество, меняющее мир вокруг себя. Разработанные нами стандарты профессиональной деятельности применяем не только мы. На нас равняются другие. 

Наша Вышка становится все больше. По итогам лета 2019 года у нас уже 43 тысячи студентов. Более 30 тысяч человек обучаются на программах дополнительного образования. А число тех, кто прошел онлайн-курсы Вышки, превысило 2 миллиона человек – они представляют все страны мира, только в США их 350 тысяч. Также Вышка – это почти 7 тысяч преподавателей и научных сотрудников.

Но такой рост – не только символ нашего успеха, но и большой риск. Риск того, что бренд ВШЭ перекроет наши действительные достижения. Словом, как пел Окуджава: «А все-таки жаль, иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед». Поэтому сегодня я хочу поговорить о наших принципах. Принципы – это ведь не какая-то материальная ценность, чтобы радоваться тому, что вот у меня есть, а у других нет. 

Наоборот, всегда хочется, чтобы другие твои принципы разделяли

Я уверен, идеалы, в которые мы верим, позволяют Вышке расти, привлекают к нам новые научные коллективы: от философов до химиков, и в значительной степени влияют на решение абитуриентов и их родителей поступать именно в Вышку, а не в другой вуз.

Профессионализм. Мы ничего не имитируем, и обучаем этому наших студентов. Учиться в Вышке сложно. Ты должен освоить каждый элемент выбранной учебной программы, у нас не существует неважных и проходных тем. Профессиональная позиция характеризует и наши экспертные коллективы. Вышке нельзя заказать работу, заранее обговорив ее выводы, сделав их удобными для заказчика.

Конструктивность. Не просто терпимость к чужому мнению, что уже редкость в современном обществе, а готовность искать общую платформу с тем, с кем ты споришь. Мы постоянно спорим, но нас интересует не победа, а истина. Не просто заявление принципов, а воплощение их в жизнь.

Патриотизм. ВШЭ – это российский государственный университет, мы работаем на благо нашей большой Родины. Наш патриотизм в первую очередь выражается в готовности помогать другим, нести ответственность за происходящее за порогом нашего дома. Это не лозунги, а конкретные дела. Патриотизм начинается с участия студентов и преподавателей Вышки в локальных городских сообществах, со студенческих экспедиций «Открывая Россию заново», с волонтерства на олимпиадах школьников. И заканчивается большими проектами наших ученых, оказывающими реальное влияние на экономическую, социальную, технологическую политику страны.

Глобальная вовлеченность. Если мы занимаемся наукой, то всегда на глобальном уровне. Сегодня в мире нет ни одного государства, ученые которого участвовали хотя бы в половине научных и технологических фронтиров, а это значит, что все нуждаются друг в друге. Согласие ограничить исследовательские и образовательные практики привычным языком, привычным кругом потребителей (пускай даже они уважают тебя и хорошо платят) неизбежно ведет к провинциализму. Сегодня мы добились того, что большинство наших коллег публикуются в международных журналах, участвуют в международных конференциях. Вышка лидирует по числу иностранных коллег, работающих с нами в научных и образовательных проектах. Но нам еще предстоит обеспечить такое же включение наших студентов. 

Научная и образовательная честность. Вышке удалось преодолеть искушение массовой публикации статей сотрудников в недобросовестных журналах. Для огромного университета, к которому каждый год заново присоединяются до 500 преподавателей и научных сотрудников, это действительно достижение. Но за ним лежит последовательная и часто неприятная работа руководителей департаментов, деканов, этической комиссии Ученого совета – с преподавателями, руководства учебных офисов, научных руководителей – со студентами. В Вышке не списывают и не скачивают готовые тексты, это уже неприлично в студенческой среде.

Свобода и ответственность. У всех, от лицея до аспирантуры, есть максимально широкое поле выбора. Значительная часть образовательной программы формируется самим обучающимся, значительная часть научной программы – складывается на основе поддержки победивших на конкурсах инициативных тем. Но все мы отвечаем за качество исполнения своего выбора: студент может быть отчислен за невыполнение вариативной части учебного плана, научный сотрудник и преподаватель – за отсутствие научных результатов, признанных на международном уровне.

И последнее, но важное. Университет, чтобы существовать и развиваться, должен каждый год заново вырабатывать иммунитет к гордыне. Вышка в 90-х и начале 2000-х росла на том, что мы учились у других и искали у себя недостатки – в то время, когда многие вокруг спасались тем, что гордились собой и отстаивали лучшее в мире образование. Самое опасное – это потерять критическое отношение к себе. И чувство юмора. Давайте вместе его сохранять.