«Выбор зависит от людей»
— Расскажите, с чем был связан выбор этой магистерской программы?
— В жизни очень многое зависит от людей, которых мы встречаем на своем пути. Мой выбор был определен знакомством с Ниной Юрьевной Беляевой, заведующей кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ. На четвертом курсе бакалавриата один мой друг пригласил меня на ее семинар, и вот уже она — научный руководитель моей магистерской программы и начальник в фонде «Интерлигал», правозащитно-исследовательской организации, президентом которой является Нина Юрьевна. Фонд занимается, среди прочего, образовательными программами в правозащитной сфере, проводит различные семинары, в рамках которых общественных правозащитников обучают механизмам проведения кампаний в защиту общественных интересов. Мое сотрудничество с фондом началось с переводческой деятельности. Меня попросили переводить в одном из правозащитных образовательных проектов фонда, затем я стала штатным сотрудником фонда, сначала как переводчик, потом как исследователь и координатор проекта. К моменту окончания бакалавриата я оказалась на распутье: с одной стороны психология, которой я посвятила четыре года, с другой — открывшаяся сфера политических исследований, куда меня давно тянуло.
— И вы выбрали политологию, почему?
— Меня всегда интересовало то, что происходит в стране, в политике, я читаю много прессы, аналитики. И чем больше я вращалась в этой среде, общалась с людьми в фонде, тем больше понимала: это мое. Мне интересно изучать взаимодействие людей и общества, анализировать процесс принятия решений, разбираться, как работает политическая машина и как она в принципе должна работать. Я подготовилась и поступила на магистерскую программу «Политический анализ и публичная политика». После года обучения я убедилась, что это было правильное решение. В целом, мне кажется, полезно оканчивать бакалавриат и магистратуру по разным специальностям, таким образом человек становится носителем нескольких подходов, методологий, концептуальных систем.
— А почему пять лет назад вы выбрали именно факультет психологии?
— В 9–10 классах я ходила по различным университетам на дни открытых дверей, и когда впервые попала в Вышку, меня поразило, что все было иначе, чем в других университетах, свежо, динамично. Мне понравилась сама атмосфера университета, и я решила, что буду тут учиться. Думаю, если бы тогда был факультет философии, я бы пошла туда. Психология мне показалась наиболее близким направлением, и так романтично: понять человека, понять себя. Хотя мои родители всегда были уверены, что я пойду по маминым стопам, стану переводчиком, и готовили меня к этому. А с другой стороны, ничем не ограничивали мой выбор, говорили — выбирай, что хочешь, все твое. Два года я целенаправленно занималась на факультете довузовской подготовки ВШЭ и поступила на факультет психологии.
— Какие курсы и преподаватели вам запомнились больше всего?
— В бакалавриате у меня было несколько любимых преподавателей. Один из них Валерий Яковлевич Романов, который читал психологию памяти, профессор «старой школы» из МГУ имени Ломоносова. У него были потрясающие лекции, и сам по себе это человек — праздник, ощущение, что у него внутренний моторчик, его было безумно интересно слушать. Один из самых запомнившихся преподавателей — Владимир Карлович Кантор, профессор, учиться у которого — большая удача, на мой взгляд. Мне всегда была интересна философия, но благодаря ему я научилась понимать ее гораздо лучше; да и о чем бы он ни рассказывал — это всегда было сплошное интеллектуальное удовольствие. И не могу не сказать о моем научном руководителе дипломной работы Ольге Николаевне Молчановой. Она занимается психологией развития, детской, подростковой, психологией пожилых людей, первоклассный специалист! Ольга Николаевна из тех, кто, видя заинтересованность у студента, готов вкладываться него, независимо от того, будет ли с ним дальше работать или нет. А на политологии один из моих любимых преподавателей — Анита Карловна Соболева, практикующий юрист, вместе с коллегами по организации «Юрикс» она ведет различные дела по дискриминации. Они выигрывают дела в Страсбургском суде по правам человека, занимаются самыми тяжелыми случаями — делами по свободе слова. На лекциях она показывает, как тонко может и должен работать юрист и правозащитник, как слово и право работают то на одну сторону, то на другую и как нужно быть осторожными с ними. Еще один любимый преподаватель — хотя это совсем новый в Вышке человек — Каринна Акоповна Москаленко, один из известнейших адвокатов в России, которая занимается такими сложными делами как дело Ходорковского, дело Политковской и другими. Она очень занятой человек, но при этом успевает читать лекции и так увлекается сама, что может, например, забыть про конец пары. Видно, что она ас и предана своему делу, и ей удается зажечь этим и других.
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Прежде всего, я занимаюсь своим магистерским исследованием. Я начала его еще на первом курсе магистратуры. Тема моей работы связана с феноменом национализма и ростом этого явления в России. Я провожу сравнение национализма в России и в других больших постколониальных державах — Франции, Англии, Испании. Сравнение позволяет говорить о зависимостях между моделями колониализма, различным уровнем и формами проявления национализма в исследуемых странах. Говоря о причинах возникновения национализма, в своем исследовании я исхожу из гипотезы, что распад СССР и трудовая миграция в Россию в 1990-е — это одна из самых главных причин нынешнего роста национализма. И пока эта гипотеза подтверждается. Также координирую международные образовательные проекты кафедры публичной политики, в частности студенческие и научные обмены с Университетом Болоньи. Между нашим и итальянским вузом подписано соглашение о сотрудничестве. Планируется, что со следующего года на кафедре откроется новая программа двойных сертификатов по правам человека с Университетом Джорджа Мейсона в США. В предыдущие годы с этим вузом проводились специальные видеокурсы, позволяющие объединить в одном учебно-медийном пространстве американских и российских студентов, и это продолжается в Вышке и сейчас.
— Расскажите подробней, что собой представляют эти курсы.
Это три видеокурса: «Human Rights in Globalizing World», «Global Actors in Public Policy» и «Think Tanks as Policy Actors». Курсы читаются в течение семестра, занятия проходят в формате видеоконференций с университетами и организациями разных стран, не только США. И здесь основная сложность собрать участников по разные стороны океана в удобное для всех время в определенном специально оборудованном для этого месте. Такой формат работы требует много координирующей деятельности, но он также вызывает большой интерес как со стороны американских, так и наших студентов, поэтому пока все затраты и хлопоты оправдываются. На поддержку этого проекта мы выиграли несколько грантов от Фонда образовательных инноваций ВШЭ.
— А что является предметов изучения и обсуждения на этих занятиях?
— Например, предметом обсуждения на занятиях могут быть различные акторы общественно-политической жизни, международные организации или большие корпорации. Мне запомнился интересный разговор с человеком, который представлял Американскую ассоциацию частных охранных фирм, то, что называется частными армиями. У нас об этом явлении мало знают и совсем не изучают как социальный и политический институт. Хотя это влиятельная сила в политической жизни.
— Какие планы на ближайшую перспективу?
— Прежде всего, надо доучиться. И доучиться хорошо. Сейчас идет первый семестр, нас ждут большие и серьезные курсы, их надо освоить, иначе идти в магистратуру было бессмысленно. А вот второй семестр, во время которого предполагается, что мы будем заканчивать свои диссертации, я планирую провести в зарубежных университетах, добирая данные для магистерской работы. Помимо России, Франции, Испании и Англии я хочу включить в свое исследование страны Восточной Европой, или, возможно, США. Как только я четко сформулирую исследовательскую задачу, я определюсь и с местом стажировки на следующие полгода. Сейчас у меня есть возможность поехать на стажировку в Университет Сараево или в Вашингтон. Я планирую подать заявку на грант в Центр международных образовательных программ для прохождения такой стажировки, надеюсь, все получится.
— А после окончания магистратуры, чем вы планируете заниматься?
— Мне нравится Вышка, нравятся люди, которые здесь работают, поэтому я бы хотела остаться и заниматься исследованиями. Это могут быть не только политологические исследования, помимо национализма, меня интересует гендерная проблематика, ЛГБТ-сообщества, различные контркультуры. Чем больше я работаю в Вышке и слышу о междисциплинарном подходе, тем больше понимаю, что он действительно существует. Потому что задачи и интересы, которые возникают передо мной как исследователем, не всегда возможно четко отнести к какой-то одной сфере.
— Расскажите о последнем открытии из жизни вообще, о чем-то, что вас действительно удивило?
— Я много путешествую, была уже более чем в 20 странах, и мое последнее открытие связано с пребыванием в Грузии этим летом. Я ездила туда по работе в фонде. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с международной правозащитной коалицией, базирующейся в Словакии. Она включает в себя правозащитные организации стран Восточной Европы, бывшего СССР, и в Грузии было ее собрание. Кроме того, мой дедушка был из Грузии, и мне давно хотелось туда съездить. Если вы видели Альпы — это очень мило, но по сравнению с Грузией Альпы, да и все остальное, на мой взгляд, меркнет. Так вот, если вам хочется необычного отдыха, знакомства с аутентичной культурой, то советую ехать туда. Как всегда хлебосольные и гостеприимные хозяева, потрясающе вкусная еда и фантастически красивые виды.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ