• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«А почему бы не попробовать самому?»

Андрей Карапетян, выпускник магистерской программы «Управление человеческими ресурсами» факультета менеджмента ГУ-ВШЭ, работает в известной американской компании Kellogg’s менеджером по организационной эффективности (organization efficiency manager). Как магистратура повлияла на его карьеру?

— Андрей, чем был мотивирован ваш выбор магистерской программы?

— Вообще, после того, как я получил диплом бакалавра в 2004 году, у меня было три варианта для выбора магистратуры: стратегический менеджмент, маркетинг или управление человеческими ресурсами. Я исходил из того, какова была ситуация на рынке труда. «Качественных» специалистов в области управления человеческими ресурсами явно не хватало, и было понятно, что эта профессия не только интересна, но и очень востребована. Кроме того, программа давала и сильную теоретическую подготовку, и была ориентирована на практику. Еще одним решающим моментом для меня стал прекрасный профессорско-преподавательский состав программы. Как показала практика, я ничуть не ошибся в своем выборе.

— Изменило ли обучение в магистратуре ваше представление о профессии?

— Пожалуй, нет. Я основательно готовился к программе и читал не только обязательную профессиональную литературу, поэтому имел достаточно ясное представление о том, как эту область знаний необходимо осваивать. Так что радикально мое представление о профессии не изменилось, а вот ожидания оправдались в полной мере. Глубокое погружение в теорию и практику управления персоналом во время учебы позднее очень помогло в работе.

— А если конкретнее, без каких знаний и навыков, полученных в магистратуре, вам было бы очень сложно или невозможно работать?

— Я поступил в магистратуру и параллельно начал работать в компании Renault. И ежедневно видел, как те процессы, которые мы обсуждали на занятиях в Вышке, осуществляются на практике. Причем благодаря базовому образованию в области менеджмента я понимал эти процессы глубже, чем многие мои коллеги. Не секрет, что есть такая «болезнь» у специалистов — слишком узкий взгляд на проблематику в своей области. Образование, которое дает Вышка, позволяет смотреть на любой бизнес не с точки зрения «вот моя функция», а с позиции «вот так устроен бизнес». Эффективность своих решений я проверяю тем, как они влияют на развитие организации в целом. Мне интересны не только те области, которые непосредственно относятся к моей профессии, а мое образование позволяет разобраться и в других сферах бизнеса.

Три года я работал в Renault, потом два с половиной года — в компании Danone, сейчас работаю в компании Kellog’s, которая является мировым лидером в производстве хлопьев и в 2008 году появилась на российском рынке. Если говорить конкретно о знаниях, полученных в магистратуре, то хорошим примером может послужить обзорный курс, который нам читала старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Наталья Севастьянова и который «закрывает» практически все области моей профессии. Благодаря этому курсу все необходимые знания сложились и составили четкую систему в моей голове. Даже когда сталкиваешься с какими-то новыми явлениями, они легко накладываются на этот «скелет». Или — когда приходится иметь дело с организационной культурой или опросами сотрудников — очень помогают навыки, которые вырабатывались в магистратуре, потому что значительная часть обучения касалась технологии проведения опросов и других исследований персонала.

— Что, на ваш взгляд, отличает выпускников Вышки от выпускников других вузов?

— Прежде всего то, что Вышка дает образование, ориентированное на бизнес. Сейчас в Москве и в стране в целом есть хорошие, сильные университеты, где основной упор делается на глубокие академические знания. Это — хорошая подготовка, которая, может быть, в чем-то и лучше, чем в Вышке, но она не позволяет выпускникам так же легко вливаться в бизнес, как это делаем мы. Выпускники Вышки намного лучше адаптированы к бизнесу, глубже понимают важнейшие бизнес-процессы и могут говорить на языке, понятном топ-менеджменту любой компании.

Во всяком случае, если меня спросят, где можно получить хорошее образование по управлению человеческими ресурсами, я назову свою магистратуру.

— Каким вы видите свое будущее? Поделитесь своими планами, пожалуйста.

— Как это ни парадоксально, я себя не вижу в этой профессии через 10 лет. Я чувствую в себе предпринимательскую жилку. К тому же — чем дольше работаешь в крупных компаниях, тем яснее понимаешь, что ничего запредельно сложного в этом нет. Одно дело, когда ты учишься и раскладываешь организационные процессы на кейсы, решаешь их и удивляешься, почему топ-менеджер до этого не додумался? И совсем другое дело, когда ты работаешь в организации, анализируешь те же самые кейсы и уже думаешь — а почему бы не попробовать самому? Интересно попробовать что-то более широкое, чем просто профессия. Я говорю не только за себя. Общаясь с выпускниками Вышки, я вижу, что многие из них думают о том же, о чем и я.

Кирилл Никитин, студент 4 курса факультета социологии ГУ-ВШЭ, специально для новостной службы портала