• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мясницкая улица: реконструкция длиной в четыре века

На Мясницкой улице, на которой расположены сразу четыре корпуса Высшей школы экономики, началась масштабная реконструкция. Но улице, как говорится, не привыкать. Она всегда встраивалась во время, изменяясь и совершенствуясь вместе со своими обитателями. Какой увидят улицу студенты ВШЭ, когда придут на учебу 1 сентября?

Изначально улица возникла как дорога в город Юрьев-Польский. Она начиналась у Ильинских ворот Китай-города и шла по нынешним Лучникову и Большому Златоустинскому переулкам. Но уже в начале XVIII века направление дороги изменилось, и появилась существующая улица. Своим названием она обязана местности, которая известна еще с XVI века, когда фактически около будущего Чистопрудного бульвара, в нынешнем Гусятниковом переулке обосновался рынок по продаже скота («Коровья площадка») и множество мясных лавок, где проживали купцы. Отсюда и название слободы — Мясницкая полусотня. Мясники возвели церковь Николы в Мясниках, которая простояла до 1928 года. В конце XVII века торговля мясом прекратилась, а название улицы осталось прежним — Мясницкая.

При Петре I Мясницкая стала дорогой между Кремлём и Немецкой слободой, по которой постоянно ездил царь. Здесь поселяется Александр Меньшиков. Князь выкупает двор у Мясницких ворот, возводит на нем собственные палаты и обустраивает домовую церковь (Меньшикову башню). Прилегающая территория облагораживается: разбиваются сады, выстраиваются оранжереи, очищаются Чистые пруды (в те времена — «Поганые»). С тех пор на улице стали селиться дворяне и аристократия. В XVIII состав населения улицы состоял в основном из знати, здесь жили князь А.Н. Долгоруков, знаменитый при Петре I граф Я.В. Брюс, барон Строганов, граф Шувалов, А.Д. Меньшиков, «бриллиантовый князь» А.Б. Куракин.

Во время пожара 1812 году почти все деревянные здания сгорели, и на их месте были построены каменные дома. Состав населения остался прежним, по преимуществу дворянским, но знати среди него почти не было. Во второй половине XIX века начинается еще один период в жизни Мясницкой — она становится «деловой улицей». Здесь открываются различные конторы и магазины, по ней пролегает главный маршрут из центра к трем вокзалам. На всем участке мостовой булыжник, лежавший с XVIII века, заменили каменной брусчаткой. В 70-х годах на улице уже работает газовое освещение, а в 90-х ее стали освещать электрические фонари.

С улицы Мясницкой начиналось строительство многих транспортных линий: в 1870 году здесь проходила конка, позже по ней прокладывали первые трамвайные пути, в 1935 году появились первые станции метро. Название улицы также неоднократно менялось. Так в 1918 году Мясницкую переименовали в Первомайскую улицу, а в 1935 году постановлением Моссовета улица была переименована в улицу Кирова в память одного из руководителей советского государства Сергея Мироновича Кирова. И лишь в 1990 году улице было возвращено историческое название.

Красота улицы, ее историческое долголетие не раз вдохновляло поэтов. Она упоминается в стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Дорожные жалобы»; Маяковский посвятил Мясницкой свое стихотворение («Стихотворение   о   Мясницкой ,  о   бабе   и   о   всероссийском   масштабе»); Михаил Булгаков вспомнил о старой улице в своем романе «Мастер и Маргарита».

В XXI веке облик улицы снова меняется.

Согласно проекту реконструкции проезжая часть на Мясницкой, благоустроенной по всем канонам урбанистики, сократится с четырех полос до двух — по 3,5 метра каждая, а тротуары будут расширены. На тротуаре с четной стороны улицы будет сделана велодорожка. Кроме того, там организуют рельефные «зебры» — то есть приподнимут пешеходные переходы над проезжей частью, превратив их в «лежачие полицейские». Парковочные карманы будут сделаны вне проезжей части за счет тротуаров.

Ремонтом проезжей и пешеходной части все не ограничивается, фасады зданий тоже отреставрируют.

Улица соединяет века. Не теряя своего исторического многообразия, она становится современной и удобной для горожан.