Чем студент не желудь?
Цель круглого стола, организованного Центром развития карьеры ГУ-ВШЭ совместно с Учебно-кадровым центром «Профессиональный рост», была поставлена весьма абстрактная: «способствовать налаживанию эффективного взаимодействия вузовских служб содействия трудоустройству выпускников и компаний-работодателей, активно привлекающих на работу студентов и молодых специалистов». В данном конкретном случае, это означало предоставить слово работодателям, чтобы они рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются компании при найме выпускников и студентов, об опыте решения этих проблем и о том, какими могут быть новые пути в такого рода работе.
Сегодня, говоря о трудоустройстве выпускников, все чаще употребляют английское словосочетание «graduate recruitment» (практика крупных компаний, предоставляющих определенное количество рабочих мест выпускникам высших учебных заведений). Общеизвестно, что в подобных случаях выпускники сталкиваются с рядом проблем: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры и особенностей взаимодействия подразделений компании и прочим. Выходом для большинства компаний служит взаимодействие с вузами или собственные образовательные программы. Понятие «graduate recruitment» сегодня включает в себя немалый блок активностей, поскольку многие считают, что такие долгосрочные инвестиции в конечном счете приносят больше прибыли, чем наем уже давно «вращающихся» на рынке труда кадров.
Доклад Елены Емеленко (HeadHunter) был посвящен статистической стороне вопроса. Довольны ли компании своими «студентами»? Мнения работодателей по этому вопросу делятся поровну. Готовы ли студенты стажироваться бесплатно? Для 39 процентов молодых специалистов первая работа — это возможность самореализации и достижения успеха, и только для 14 процентов — деньги. В 84 процентах компаний считают, что молодых специалистов нужно доучивать и переучивать. Образовательные программы, по данным Емеленко, есть у 50 процентов компаний. Правда ли, что зарплатные ожидания студентов завышены? Согласно статистике HeadHunter, зарплата, ожидаемая выпускниками и предлагаемая им компаниями, в этом году практически совпадает. Более того, максимальная зарплата, на которую надеются выпускники, даже меньше той, которую готов предложить работодатель.
Кирилл Михайлов (представитель L'Oreal) в качестве основных проблем молодых специалистов выделил плохой уровень владения иностранным языком и отсутствие реального понимания специфики будущей работы. Кроме того, по мнению Михайлова, большинство центров карьеры вузов не соответствуют ожиданиям работодателей и мало чем могут им помочь. В частности, это касается вопроса профориентации студентов, которая в большинстве вузов находится не на должном уровне. Также для большинства вузовских карьерных центров характерен низкий технологический уровень взаимодействия — сайты работают плохо, техническое обеспечение проводимых мероприятий тоже далеко от идеала.
Людмила Волкова из AB InBev, выступая на круглом столе, ратовала за долгосрочное сотрудничество с вузами на основе следующих принципов: взаимное уважение, последовательность действий, профессиональный и ответственный подход, вклад в развитие всех участников сотрудничества, неформальность. Таким образом, на ее взгляд, достигается реальное сотрудничество, а не «спонсорство», когда компания платит за проведение мероприятия значительно больше, чем получает взамен.
Представитель СТАР Трэвел Мария Сахинова рассказала о популярной сегодня программе Work&Travel — программе международных студенческих обменов, по которой студенты из разных стран (в том числе более 30 тысяч российских студентов) каждое лето приезжают в США для сезонного трудоустройства и изучения языка. Сахинова привела примеры, когда работодатели в поисках молодых специалистов обращаются к ним, а не в вузы. И чтобы не создавать такой разрыв в отношениях между вузом и работодателями, СТАР Трэвел предлагает вузам сотрудничество в совместном использовании баз данных студентов для содействия их трудоустройству.
О том, каким образом можно преодолевать проблемы, возникающие при найме вчерашних студентов, рассказали Ирина Потова (КПМГ), а также Ольга Лескина и Анастасия Мишутина (Ernst&Young). Обе компании не только имеют свои образовательные программы, но и напрямую работают с вузами. Первая, к примеру, участвует в разработке и преподавании в Высшей школе экономики нескольких учебных курсов, а вторая открыла в ГУ-ВШЭ собственную успешную базовую кафедру. Представители компаний поделились своим опытом тесного взаимодействия с вузом, которое позволяет построить «мост» между теоретическими знаниями студентов и их будущей практической деятельностью.
Представитель компании ОАО СК «РОСНО» Елена Семенова изложила идею и методологию оценки потенциала выпускников. Исходя из идеи (Future Potential), то есть набора молодых специалистов с целью раскрытия их потенциала в будущем, в компании РОСНО молодые специалисты проходят через ряд тестирований и собеседований, которые позволяют HR-менеджерам компании выявлять лучших из них. В связи с этим Елена Семенова вспомнила о так называемом «принципе желудя» психолога Джима Кэткарта, когда соискатели рассматриваются не как глина, из которой можно вылепить что угодно, а в качестве «семян», которые в них скрыты.
Завершая круглый стол, представитель компании Procter&Gamble Яна Аврамович, что называется, особо остановилась на взаимодействии с центрами карьеры вузов при помощи Интернета, пояснив, что добротный портал, возможность рассылок и студенческие форумы — это на сегодня необходимые условия для нормальной коммуникации. Собственно, еще и по этой причине многие компании предпочитают иметь дело с подразделениями Вышки — например, сайт того же Центра развития карьеры ГУ-ВШЭ в конкурсе, проведенном Правительством Москвы в этом году, занял первое место среди вузовских центров развития карьеры столицы.
Следует добавить, что Молодежный форум «Профессиональный рост в Высшей школе экономики», в рамках которого прошел круглый стол, собрал в этом году более 25 компаний, в том числе Сбербанк, Лукойл, Тройка Диалог, Билайн, PricewaterhouseCoopers. Солидный выбор компаний привлек на форум более 1400 студентов, среди которых около 40 процентов составили студенты ГУ-ВШЭ. Посетители получили возможность пообщаться с представителями работодателей, подать свои резюме на предлагаемые вакансии и посетить различные тренинги, деловые игры и мастер-классы. Самым интересным мастер-классом (оценивая по посещаемости студентами) стала встреча с российским экспертом тайм-менеджмента Глебом Архангельским. Собрав целый Большой зал Культурного центра ГУ-ВШЭ, он рассказал о том, как можно эффективно организовать свое время и нацелиться на реализацию главных целей, не распыляясь на второстепенные.
Следующая крупная ярмарка вакансий «Профессиональный рост» ожидает студентов и выпускников весной 2010 года - следите за новостями на сайте Центра развития карьеры.
Екатерина Яковенко
Фото автора