• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Желание сотрудничать с Россией есть»

Об итогах поездки делегации Высшей школы экономики в Армению и планах сотрудничества с вузами и школами этой страны рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Татьяна Четвернина.

— Татьяна Яковлевна, три месяца назад ГУ-ВШЭ заключил соглашение с «Россотрудничеством» о взаимодействии в международной гуманитарной сфере и развитии образовательных и научных программ в странах СНГ. Насколько я понимаю, ваша поездка — это первый практический шаг в рамках этого проекта?

— Да, Высшая школа экономики намерена развивать связи на образовательном и научном пространстве стран СНГ, и в рамках этого проекта состоялась наша первая поездка в Армению, которую мы для себя назвали «Днями Вышки в Армении». Хотя формально эта поездка была привязана к выставке «Expo-Russia Armenia 2009», проходившей в Ереване, мы использовали ее как некий start-up для развития контактов с образовательным и научным сообществом в Армении.

— Что удалось успеть за время визита?

— Мы находились в Ереване четыре дня, и программа была очень насыщенной. Помимо участия в выставке, мы провели серию встреч с руководством местных вузов — Российско-Армянского (Славянского) университета, Ереванского государственного университета, Ереванского государственного университета архитектуры и строительства, Государственного политехнического университета Армении. Встречались мы и с руководителями частных вузов, расположенных в Ереване.

Мы также провели встречу с экспертами и научными сотрудниками Академии наук Армении. Ее тема была заявлена как «Перспективы сотрудничества в сфере образовательной и трудовой миграции». Разговоры с экспертами были для нас особенно важны, потому что мы не были хорошо знакомы с ситуацией на рынке образования и занятости в Армении. Поэтому мы также переговорили и с руководством Государственного агентства занятости — попытались понять для себя, в чем состоит суть миграционной политики Армении. Насколько можно судить, единый подход к этой проблеме в Армении только вырабатывается. А между тем, уровень безработицы в стране очень высокий — около 25 процентов, и подавляющее большинство тех, кто уезжает на заработки за границу, едут в Россию. Вокруг этой темы и строилась наша дискуссия.

— По вашим впечатлениям, российское высшее образование в Армении ценится?

— Скажу так: о российских вузах в Армении знают. Знают и о том, что Высшая школа экономики входит в число ведущих российских университетов, и желание сотрудничать с Россией есть. Но, к сожалению, реального воплощения это желание не получает. Ведь как обычно происходит? В Армению приезжает руководство российских вузов и эксперты, они обсуждают много интересных тем, в том числе возможные программы сотрудничества, но на этом все и заканчивается. Конечно, это не укрепляет репутацию российских вузов в Армении. Поэтому я надеюсь, что предложенные нами проекты, получат полноценное развитие.

— Какие это проекты?

— Проектов много. Например, работа со школами. Правда, в этот раз мы сконцентрировались на одной ереванской школе — имени Пушкина. До начала 1990-х годов это была русская школа, но и сейчас это общеобразовательная армянская школа с углубленным изучением русского языка, в каждой параллели есть по одному русскому классу. С нового учебного года начал работу экономический 10-й класс.

Тренинговый центр ГУ-ВШЭ проводит занятия по профессиональной ориентации
Тренинговый центр ГУ-ВШЭ проводит занятия по профессиональной ориентации
Группа из Тренингового центра ГУ-ВШЭ во главе с Андреем Рубаном проводила в школе занятия по профессиональной ориентации, а их итог был подведен на родительском собрании. Таким образом, мы встречались и со старшеклассниками, и с их родителями. Обсуждали многочисленные вопросы, связанные со школьным образованием, возможностями послешкольного образования. Мы рассказывали старшеклассникам и их родителям и о нашем университете. Работа с армянскими школьниками была интересной и, на мой взгляд, достаточно плодотворной. По окончании тренинга они нас спросили: «Когда вы к нам снова приедете?» Этот вопрос стал, по-моему, лучшей оценкой нашей работы. Так что, надеюсь, что работа с этой и другими школами продолжится. Есть у нас задумка провести летом будущего года детский профориентационный лагерь, в основном, силами молодых преподавателей и сотрудников нашего университета и армянских университетов, которым такая идея покажется привлекательной.

Вообще, в данном случае, на мой взгляд, речь идет не столько об экспорте образовательных программ, сколько о развитии тесного социо-культурного взаимодействия нашего университета с армянскими образовательными учреждениями, и базой для такого взаимодействия является русский язык, который в Армении пока не утерян.

В этом смысле перспективным представляется участие Вышки в развитии школьных и университетских библиотек в Армении. Наши коллеги высоко оценили книги нашего издательства, которые мы передали им в ходе этого визита. Дефицит качественной учебной и научной литературы в Армении ощущается, они стараются пополнять свои библиотеки, но ресурсов для этого недостаточно. Я надеюсь, что «Россотрудничество» поможет нам в реализации этого «библиотечного проекта».

— А как будет развиваться непосредственно межвузовское сотрудничество?

— На проектной основе. Инициативных проектов, исходящих от обеих сторон, много. Это могут быть совместные семинары или конференции, например, студенческие; чтение лекций и научные семинары для аспирантов и магистров ведущих университетов Армении; совместные научные и мониторинговые исследования, в которых Вышка сильна и готова поделиться своими знаниями и опытом с коллегами из других стран, в данном случае — из Армении.

— ГУ-ВШЭ недавно стал национальным исследовательским университетом. Какое влияние новый статус Вышки может оказать на осуществление всех этих проектов?

— Безусловно, мы будем привлекать к нашей работе армянских исследователей и ученых, особенно молодых. Я считаю, что формирование такого научного сообщества на постсоветском пространстве отвечает как интересам ГУ-ВШЭ, так и интересам этого сообщества в целом. А возможность проводить компаративные исследования в разных странах станет нашим дополнительным преимуществом. Заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров, который был с нами в поездке, уже провел две соответствующие встречи: в Ереванском университете с преподавателями факультета экономики и в Российско-Армянском (Славянском) университете с аспирантами и магистрами. Он старался найти референтную группу среди молодых ученых для работы по нашему проекту. Контакты установлены, и я думаю, что на этом направлении у нас есть хорошие перспективы.

— Образовательные стандарты в Армении сильно отличаются от российских? В этой сфере не могут возникнуть препятствия для развития проекта?

— Я бы не стала утверждать, что стандарты армянского образования отличаются от российских, а тем более, в худшую сторону. К примеру, ЕГЭ — в Армении эта система поступления в вузы существует уже четыре года, и она, по большому счету, изжила те болезни, с которыми мы в России все еще сталкиваемся.

— А всякого рода житейские вопросы сотрудничества во время визита не обсуждались? Ну, к примеру, многие ли родители в Армении готовы отпустить своих детей, пусть и достаточно взрослых, в Россию?

— Да, естественно, мы изучали самые разные стороны сотрудничества, в том числе и так называемые житейские проблемы. У тех, кто боится отпускать детей на учебу, есть два основных аргумента — безопасность и «цена вопроса». В средствах массовой информации периодически озвучивается тезис о том, что в России жить небезопасно. Сказать, что этот тезис безоснователен, мы не можем, зато в наших силах было рассказать о той атмосфере, которая сложилась у нас в Вышке: в нашем университете мы никогда не наблюдали каких-либо конфликтов на национальной почве. А что касается затрат на обучение в другой стране — это такой, более, что ли, практический вопрос, который решается обычно простым просчитыванием вариантов. Родители в Армении говорили нам, что подсчитывали, сколько им нужно будет в среднем потратить на обучение ребенка, скажем, в Англии, включая транспортные расходы и проживание, и сколько будет стоить учеба в Москве. Так вот, оказалось, что учиться в Москве — дороже. Но мы надеемся, что тот факт, что Вышка предоставляет своим студентам общежитие, заставит родителей заново оценить свои затраты. Да и когда мы говорили, что Вышка готова привлекать самых талантливых ребят на бесплатное обучение, родители реагировали совсем по-другому.

— И последний вопрос, который в принципе мог бы быть и первым: почему Вышка стала реализовывать свой проект в Армении, а не, скажем, в Казахстане?

— Наш выезд изначально был спланирован совместно с «Россотрудничеством», а его руководители помогли нам в организации серии встреч в армянских университетах и школе имени Пушкина. Мы очень благодарны этой организации, поскольку продуктивность нашей поездки оказалась высокой. Я рада тому, что первый «блин» не оказался «комом», и думаю, что наш проект будет реализован и в других странах постсоветского пространства. Уже намечено, что следующая страна, в которую мы отправимся с аналогичной миссией, — это Казахстан.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ