• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Желание сотрудничать с Россией есть»

Об итогах поездки делегации Высшей школы экономики в Армению и планах сотрудничества с вузами и школами этой страны рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Татьяна Четвернина.

— Татьяна Яковлевна, три месяца назад ГУ-ВШЭ заключил соглашение с «Россотрудничеством» о взаимодействии в международной гуманитарной сфере и развитии образовательных и научных программ в странах СНГ. Насколько я понимаю, ваша поездка — это первый практический шаг в рамках этого проекта?

— Да, Высшая школа экономики намерена развивать связи на образовательном и научном пространстве стран СНГ, и в рамках этого проекта состоялась наша первая поездка в Армению, которую мы для себя назвали «Днями Вышки в Армении». Хотя формально эта поездка была привязана к выставке «Expo-Russia Armenia 2009», проходившей в Ереване, мы использовали ее как некий start-up для развития контактов с образовательным и научным сообществом в Армении.

— Что удалось успеть за время визита?

— Мы находились в Ереване четыре дня, и программа была очень насыщенной. Помимо участия в выставке, мы провели серию встреч с руководством местных вузов — Российско-Армянского (Славянского) университета, Ереванского государственного университета, Ереванского государственного университета архитектуры и строительства, Государственного политехнического университета Армении. Встречались мы и с руководителями частных вузов, расположенных в Ереване.

Мы также провели встречу с экспертами и научными сотрудниками Академии наук Армении. Ее тема была заявлена как «Перспективы сотрудничества в сфере образовательной и трудовой миграции». Разговоры с экспертами были для нас особенно важны, потому что мы не были хорошо знакомы с ситуацией на рынке образования и занятости в Армении. Поэтому мы также переговорили и с руководством Государственного агентства занятости — попытались понять для себя, в чем состоит суть миграционной политики Армении. Насколько можно судить, единый подход к этой проблеме в Армении только вырабатывается. А между тем, уровень безработицы в стране очень высокий — около 25 процентов, и подавляющее большинство тех, кто уезжает на заработки за границу, едут в Россию. Вокруг этой темы и строилась наша дискуссия.

— По вашим впечатлениям, российское высшее образование в Армении ценится?

— Скажу так: о российских вузах в Армении знают. Знают и о том, что Высшая школа экономики входит в число ведущих российских университетов, и желание сотрудничать с Россией есть. Но, к сожалению, реального воплощения это желание не получает. Ведь как обычно происходит? В Армению приезжает руководство российских вузов и эксперты, они обсуждают много интересных тем, в том числе возможные программы сотрудничества, но на этом все и заканчивается. Конечно, это не укрепляет репутацию российских вузов в Армении. Поэтому я надеюсь, что предложенные нами проекты, получат полноценное развитие.

— Какие это проекты?

— Проектов много. Например, работа со школами. Правда, в этот раз мы сконцентрировались на одной ереванской школе — имени Пушкина. До начала 1990-х годов это была русская школа, но и сейчас это общеобразовательная армянская школа с углубленным изучением русского языка, в каждой параллели есть по одному русскому классу. С нового учебного года начал работу экономический 10-й класс.

Тренинговый центр ГУ-ВШЭ проводит занятия по профессиональной ориентации
Тренинговый центр ГУ-ВШЭ проводит занятия по профессиональной ориентации
Группа из Тренингового центра ГУ-ВШЭ во главе с Андреем Рубаном проводила в школе занятия по профессиональной ориентации, а их итог был подведен на родительском собрании. Таким образом, мы встречались и со старшеклассниками, и с их родителями. Обсуждали многочисленные вопросы, связанные со школьным образованием, возможностями послешкольного образования. Мы рассказывали старшеклассникам и их родителям и о нашем университете. Работа с армянскими школьниками была интересной и, на мой взгляд, достаточно плодотворной. По окончании тренинга они нас спросили: «Когда вы к нам снова приедете?» Этот вопрос стал, по-моему, лучшей оценкой нашей работы. Так что, надеюсь, что работа с этой и другими школами продолжится. Есть у нас задумка провести летом будущего года детский профориентационный лагерь, в основном, силами молодых преподавателей и сотрудников нашего университета и армянских университетов, которым такая идея покажется привлекательной.

Вообще, в данном случае, на мой взгляд, речь идет не столько об экспорте образовательных программ, сколько о развитии тесного социо-культурного взаимодействия нашего университета с армянскими образовательными учреждениями, и базой для такого взаимодействия является русский язык, который в Армении пока не утерян.

В этом смысле перспективным представляется участие Вышки в развитии школьных и университетских библиотек в Армении. Наши коллеги высоко оценили книги нашего издательства, которые мы передали им в ходе этого визита. Дефицит качественной учебной и научной литературы в Армении ощущается, они стараются пополнять свои библиотеки, но ресурсов для этого недостаточно. Я надеюсь, что «Россотрудничество» поможет нам в реализации этого «библиотечного проекта».

— А как будет развиваться непосредственно межвузовское сотрудничество?

— На проектной основе. Инициативных проектов, исходящих от обеих сторон, много. Это могут быть совместные семинары или конференции, например, студенческие; чтение лекций и научные семинары для аспирантов и магистров ведущих университетов Армении; совместные научные и мониторинговые исследования, в которых Вышка сильна и готова поделиться своими знаниями и опытом с коллегами из других стран, в данном случае — из Армении.

— ГУ-ВШЭ недавно стал национальным исследовательским университетом. Какое влияние новый статус Вышки может оказать на осуществление всех этих проектов?

— Безусловно, мы будем привлекать к нашей работе армянских исследователей и ученых, особенно молодых. Я считаю, что формирование такого научного сообщества на постсоветском пространстве отвечает как интересам ГУ-ВШЭ, так и интересам этого сообщества в целом. А возможность проводить компаративные исследования в разных странах станет нашим дополнительным преимуществом. Заместитель директора Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ Даниил Александров, который был с нами в поездке, уже провел две соответствующие встречи: в Ереванском университете с преподавателями факультета экономики и в Российско-Армянском (Славянском) университете с аспирантами и магистрами. Он старался найти референтную группу среди молодых ученых для работы по нашему проекту. Контакты установлены, и я думаю, что на этом направлении у нас есть хорошие перспективы.

— Образовательные стандарты в Армении сильно отличаются от российских? В этой сфере не могут возникнуть препятствия для развития проекта?

— Я бы не стала утверждать, что стандарты армянского образования отличаются от российских, а тем более, в худшую сторону. К примеру, ЕГЭ — в Армении эта система поступления в вузы существует уже четыре года, и она, по большому счету, изжила те болезни, с которыми мы в России все еще сталкиваемся.

— А всякого рода житейские вопросы сотрудничества во время визита не обсуждались? Ну, к примеру, многие ли родители в Армении готовы отпустить своих детей, пусть и достаточно взрослых, в Россию?

— Да, естественно, мы изучали самые разные стороны сотрудничества, в том числе и так называемые житейские проблемы. У тех, кто боится отпускать детей на учебу, есть два основных аргумента — безопасность и «цена вопроса». В средствах массовой информации периодически озвучивается тезис о том, что в России жить небезопасно. Сказать, что этот тезис безоснователен, мы не можем, зато в наших силах было рассказать о той атмосфере, которая сложилась у нас в Вышке: в нашем университете мы никогда не наблюдали каких-либо конфликтов на национальной почве. А что касается затрат на обучение в другой стране — это такой, более, что ли, практический вопрос, который решается обычно простым просчитыванием вариантов. Родители в Армении говорили нам, что подсчитывали, сколько им нужно будет в среднем потратить на обучение ребенка, скажем, в Англии, включая транспортные расходы и проживание, и сколько будет стоить учеба в Москве. Так вот, оказалось, что учиться в Москве — дороже. Но мы надеемся, что тот факт, что Вышка предоставляет своим студентам общежитие, заставит родителей заново оценить свои затраты. Да и когда мы говорили, что Вышка готова привлекать самых талантливых ребят на бесплатное обучение, родители реагировали совсем по-другому.

— И последний вопрос, который в принципе мог бы быть и первым: почему Вышка стала реализовывать свой проект в Армении, а не, скажем, в Казахстане?

— Наш выезд изначально был спланирован совместно с «Россотрудничеством», а его руководители помогли нам в организации серии встреч в армянских университетах и школе имени Пушкина. Мы очень благодарны этой организации, поскольку продуктивность нашей поездки оказалась высокой. Я рада тому, что первый «блин» не оказался «комом», и думаю, что наш проект будет реализован и в других странах постсоветского пространства. Уже намечено, что следующая страна, в которую мы отправимся с аналогичной миссией, — это Казахстан.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Идет прием заявок от иностранных абитуриентов

Начался прием заявок на обучение в ВШЭ от иностранных граждан, в том числе из стран СНГ. Рассказываем о том, какие программы Вышка предлагает в бакалавриате и магистратуре и что нужно сделать, чтобы на них поступить.

ВШЭ стала ближе к армянским студентам

С 13 по 18 сентября в Армении прошла международная осенняя школа «Социология как профессия», организованная ВШЭ совместно с Ереванским государственным университетом и Российским центром науки и культуры в Ереване. Это первое подобное мероприятие, которое Вышка провела для иностранных студентов в ближнем зарубежье.

15 школ Северо-Кавказского федерального округа станут партнерами Вышки

19-20 мая во Владикавказе проректор ВШЭ Вячеслав Башев и руководитель дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг провели переговоры о сотрудничестве с руководством Республики Северной Осетии — Алании и с директорами школ Северо-Кавказского федерального округа.

Абитуриенты из стран СНГ и Балтии: особенности отбора

Директор по развитию сотрудничества со странами СНГ и Балтии НИУ ВШЭ Татьяна Четвернина рассказывает о специфике и итогах квотного отбора в Высшую школу экономики в этом году.

«Конференция была не только интересной, но и технологически полезной»

В октябре Институт изучения труда и Высшая школа экономики провели в ВШЭ международную конференцию «Адаптация рынка труда в странах СНГ, Центральной Азии и Китае в период экономической рецессии». О форуме и его итогах рассказывает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Chudinovskikh O. Review of Sources and Quality of Statistics on International Migration in selected countries of the Commonwealth of Independent States. Geneva, New-York: United Nations Economic Commission for Europe — UNECE, 2012

В отчете представлен обзор источников и дана оценка качества данных по международной миграции в ряде стран СНГ: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и Таджикистане.

«Обучение в Сколково доступно всем категориям студентов»

В апреле в рамках общеуниверситетского факультатива «Наука, технологии, инновации: анализ, стратегии и политика» начал работу курс «Социально-экономический анализ науки, технологий и инноваций», организованный Институтом статистических исследований и экономики знаний ВШЭ совместно с Открытым университетом Сколково. Комментируют исполнительный директор Открытого университета Сколково Андрей Егоров и его заместитель Екатерина Морозова.

Партнерство с голландскими университетами

Даниил Александров, заместитель директора кампуса ВШЭ в Санкт-Петербурге, рассказывает о своей поездке в Нидерланды, целью которой было расширение партнерских отношений между Вышкой и голландскими университетами.

В интересах инновационного развития стран СНГ

18 октября в Санкт-Петербурге Совет глав правительств Содружества Независимых Государств принял разработанную ВШЭ межгосударственную программу инновационного сотрудничества на период до 2020 года. Заместитель директора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Владимир Королев рассказывает о сути и основных задачах программы.

Поездка в Шанхай

В октябре делегация Высшей школы экономики посетила Восточно-китайский нормальный университет (Шанхай). Поводом стал 60-летний юбилей этого университета-партнера НИУ ВШЭ. О поездке рассказывает проректор ВШЭ Григорий Канторович.