• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным

Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.

— О какой карьере вы мечтали? Довольны ли вы тем, как продвигаетесь по выбранной дороге?

— Я с детства мечтал стать дипломатом. Перед поступлением выбирал вузы, дающие образование в этой сфере.  И так как на семейном совете все сошлись во мнении, что современное дипломатическое образование должно быть междисциплинарным, включать как политические, так и экономические подходы, то однозначно был выбран факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ. В 11 классе я участвовал в республиканском конкурсе в Абхазии на право поступления в ведущие вузы России. Правительство РФ ежегодно выделяет республике квоты. По итогам испытаний по английскому и географии удалось поступить в Вышку без вступительных экзаменов. И, проработав уже некоторое время в сфере международных отношений, могу сказать, что выбор вуза был правильным. Правда, первый год был очень сложный. Тяжело давались экономические дисциплины, прежде всего микро- и макроэкономика. Экзамены по этим дисциплинам мало кому удается сдать с первого раза. Однако уже через год я с интересом читал экономическую литературу, различные первоисточники, труды таких классиков, как Николай Кондратьев и Михаил Туган-Барановский.

— Как проходили ваши студенческие годы в Вышке? У вас оставалось время на что-то помимо учебы?

Студенческая жизнь была очень насыщенной, она отличалась большой внутренней свободой, и, конечно, в ней была не только учеба. На третьем курсе мы создали факультетскую футбольную команду, которая успешно выступала на внутри- и межуниверситетских соревнованиях. На четвертом курсе по нашей инициативе был организован научный кружок, который впоследствии стал студенческим клубом «Ассоциация мировой экономики». Сегодня это дискуссионная научная площадка, которая объединяет не только студентов ВШЭ, но и студентов Российской экономической школы, Московского государственного университета, Московского государственного института международных отношений и других вузов. Вместе с коллегами по ассоциации мы участвуем в разработке «Молодежной стратегии-2020».

Полагаю, что нам впервые удалось наполнить работу молодежного саммита «Двадцатки» качественным содержанием. Наша итоговая декларация не содержит полумер, в ней собраны исключительно детальные предложения молодежи: разработки, связанные, прежде всего, с институциональными преобразованиями международной финансово-экономической архитектуры.

— Как сложилась ваша профессиональная карьера после окончания университета. Вы сейчас где-то работаете?

— После окончания университета меня пригласили в «Росгосстрах» на должность советника президента по GR — взаимодействию с органами государственной власти, сейчас я продолжаю работать на этой позиции. Мне было лестно получить такое приглашение, это интересная работа, на которой приходится решать задачи, начиная от разработки долгосрочной стратегии развития компании и заканчивая налаживанием взаимодействия с международными страховыми корпорациями.

А приобщение к работе в сфере международных отношений началось еще два года назад, когда я возглавил российскую молодежную делегацию на саммите «Группы восьми» в Вашингтоне. Еще большой удачей и огромным шагом в профессиональном развитии стало избрание меня руководителем российской делегации на саммите «Молодежной двадцатки» (Y-20), который прошел летом этого года в Санкт-Петербурге.

— И каковы ваши впечатления от саммита?

— Самое сильное впечатление на меня произвела встреча с президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и представление ему итогового коммюнике молодежного саммита. До встречи, конечно, все очень переживали, но она прошла максимально продуктивно.

Полагаю, что нам впервые удалось наполнить работу молодежного саммита «Двадцатки» качественным содержанием. Наша итоговая декларация не содержит полумер, в ней собраны исключительно детальные предложения молодежи: разработки, связанные, прежде всего, с институциональными преобразованиями международной финансово-экономической архитектуры. Мы предложили усилить значимость параметра валового внутреннего продукта (ВВП) в используемой в настоящее время формуле расчета квот Международного валютного фонда. Рекомендуется создать комиссию для наблюдения за деятельностью рейтинговых агентств в рамках Совета по финансовой стабильности, которая будет заниматься аудитом существующих агентств. Предлагается ввести специальный налог на финансовые потоки, направленные из оффшорных зон для понижения их привлекательности. Реализация всех этих мер будет способствовать формированию более сбалансированной международной финансовой системы.

Выбор вуза для поступления в аспирантуру не стоял — сразу после окончания специалитета поступил в аспирантуру родного факультета. Сейчас под научным руководством Сергея Александровича Караганова разрабатываю проблематику развития группы БРИКС. Мы исследуем  экономические и политические перспективы развития стран БРИКС, и, прежде всего, России.

И еще одна важная вещь. Мне было очень приятно работать со всеми участниками саммита — российскими и зарубежными. На мой взгляд,  нам действительно удалось стать командой, благодаря этому у зарубежных делегатов изменилось мнение о нашей стране, они избавились от стереотипных представлений. Некоторые из коллег даже приняли решение остаться в России, чтобы вести здесь исследовательскую деятельность.

На саммите рассматривались различные вопросы, касающиеся глобального экономического и политического развития, и я рад, что изучал эти проблемы в Вышке. Тем более, что работа делегации не ограничивается временем проведения саммита, мы постоянно включены в экспертную работу, взаимодействуем с «Деловой двадцаткой», «Гражданской двадцаткой». В сентябре на саммите «Большой двадцатки» в Стрельне мы с коллегами представляли результаты работы «Молодежной двадцатки». Надеемся на то, что выработанные нами рекомендации будут полезны в процессе принятия серьезных политических решений.

— Каковы ваши планы в исследовательской сфере? Планируете связать свою жизнь с наукой?

— Я всегда хотел, чтобы исследовательская работа была частью моей жизни. Выбор вуза для поступления в аспирантуру не стоял — сразу после окончания специалитета поступил в аспирантуру родного факультета. Сейчас под научным руководством Сергея Александровича Караганова разрабатываю проблематику развития группы БРИКС. Мы исследуем  экономические и политические перспективы развития стран БРИКС, и, прежде всего, России. Тема моей работы: «Единство и различия в интересах стран — членов группы БРИКС и перспективы развития группы». Меня интересуют возможности институционализации группы БРИКС, перспективы ее трансформации в полноформатную международную организацию со своим уставом. Уже удалось разработать конкретные предложения по оптимизации стратегии России в группе. Они предусматривают политическое лидерство России в БРИКС. Россия обладает уникальным дипломатическим положением в мире, является членом всех значимых институтов глобального управления, это Совет Безопасности ООН, «Группа восьми», «Группа двадцати». Партнеры по БРИКС пока таким положением не обладают. Это означает, что именно Россия может регулировать разногласия между партнерами по БРИКС, быть настоящим модератором несовпадающих интересов.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ