Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia.
Тема «Арктика»
Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.
Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.
В Арктической зоне России расположена обширная, но крайне уязвимая уникальная экосистема, здесь ведут традиционные виды хозяйственной деятельности коренные народы. При этом регион обладает значительными запасами полезных ископаемых. Как увеличить их добычу, не нанося вред территории? Как развивать экономику Арктики? Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ и Арктический центр стратегических исследований САФУ рассмотрели эти вопросы на круглом столе. По итогам заседания была подготовлена резолюция для рассылки в федеральные органы государственной власти.
По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.
В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.
Экологически безопасному освоению Арктики посвящен новый выпуск трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» Высшей школы экономики. Эксперты считают, что перспективы рационального природопользования в этом регионе связаны в первую очередь с морскими ледостойкими платформами для добычи нефти и газа, новыми типами ледоколов, а в долгосрочной перспективе — с технологиями извлечения газа из газогидратов.
24 октября на профессорском семинаре факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ с докладом «Битва за Арктику: новый этап дискуссий» выступил профессор кафедры энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Леонид Григорьев.