Секрет креативности: что нужно для развития индустрии
Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
В НИУ ВШЭ 30 октября стартовала Международная научная конференция «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Мероприятие проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) под эгидой Десятилетия науки и технологий в России в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России.
Евгений Куценко
В первый день конференции состоялись четыре тематические сессии. Первая была посвящена креативным городам. «Это сложная тема, и сейчас в России очень острая, очень актуальная, популярная. В 2020 году это было совершенно не так, четыре года все поменяли. Наши измерения показывают, что креативные индустрии невероятно неравномерно распределены по регионам и городам и концентрируются в определенных местах. То есть они очень избирательны. Это очень важное знание, и конечно, хочется понять, что это за города и пространства, которые привлекают креативную индустрию, и в чем их секрет», — поделился модератор сессии, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко.
Виктория Боос
Заведующий отделом «Лаборатория исследования креативных индустрий» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос представила Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов с анализом распределения креативных индустрий по всему миру.
«Ключевой особенностью нашего рейтинга является то, что он дает информационную базу для принятия управленческих решений в сфере городского управления. Еще одна особенность — это воистину уникальная система показателей: мы не пользуемся муниципальной статистикой, мы не пользуемся экспертными оценками, мы пользуемся данными с независимых платформ, которые агрегируют информацию о наилучших представителях креативных индустрий, то есть о лидерах креативных индустрий», — рассказала она.
В исследование вошли восемь индустрий, которые в сумме закрывают порядка 90% доходов всего креативного сектора в мире. Это кино и анимация, компьютерные игры, музыка, мода, реклама и PR, архитектура, промышленный дизайн и искусство, которое включает в себя литературу, исполнительские искусства и современное искусство.
В топ-5 городов, где сконцентрировано больше всего лидеров креативных индустрий, вошли Лондон, Нью-Йорк, Токио, Лос-Анджелес и Париж. «Если посмотреть на этот рейтинг, то мы увидим, что в первой двадцатке наблюдается паритет между Востоком и Западом, а в тридцатке больше западных городов. Соответственно, можно говорить о том, что Восток заявляет себя как полноправный участник рынка креативных индустрий», — отметила Виктория Боос.
При этом исследование показало, что первая пятерка городов отличается очень большим отрывом от всех остальных городов. «Не стоит думать, что мегакреативные города только и делают, что оттягивают креативных лидеров от других населенных пунктов. Дело в том, что эти мегакреативные города развиваются сами и сами создают креативных лидеров», — подчеркнула докладчица.
Также исследователи заметили, что за последние два года изменилась пропорция между развитыми странами и Глобальным Югом по числу представителей креативных индустрий. Так, сегодня каждый десятый исполнитель, выпустивший самые скачиваемые музыкальные треки, — это представитель Латинской Америки, в странах Северной Африки и Западной Азии сосредоточено 150 самых популярных модных брендов, дизайнеров и архитектурных бюро.
Креативные индустрии также развиваются и в небольших городах — у них свой особый стиль креативности. Оказалось, что в некоторых индустриях более чем 5% звезд сосредоточено в городах с численностью населения менее 250 тысяч человек.
За последний год многие города показали впечатляющую динамику, отметила докладчица. Например, Дубай поднялся с 76-й на 38-ю позицию, а Токио выбился в тройку лидеров. Виктория Боос подчеркнула: для развития креативных индустрий нужны креативные меры поддержки. Например, в Дубае развивается особая экономическая зона для представителей креативных индустрий. Подобные зоны стали не так давно появляться и развиваться в Китае. В Австралии — три профессиональные ассоциации в сфере архитектуры и устойчивого строительства. В Чили развиваются локализированные стриминговые сервисы для музыки. Корея субсидирует расценки на кабельное телевидение. Индия и Россия создают киногорода.
Также на сессии выступили председатель попечительского совета Фонда креативных инициатив и культурного наследия (Казахстан) Дина Абдрахмет, соучредитель и председатель экспертного совета Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский и председатель RuGBC Гай Имз.
Вторая сессия была посвящена управлению креативными индустриями в России, третья — стратегическому планированию креативных индустрий и лучшим мировым практикам, четвертая — образованию и навыкам в этой сфере.
Во второй день сессии, 31 октября, состоится IV Международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представят авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор.