«Мы планируем расширить меры поддержки молодых людей»
Современная молодежная политика для повышения эффективности должна выстраиваться на основе анализа больших данных и качественной экспертизы, необходимо учитывать реальные запросы молодых людей. Об этом шла речь на пленарной сессии XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции «Доказательная молодежная политика: перспективы развития и потенциал внедрения в российском контексте».
Модератором мероприятия выступил проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов — заместитель председателя экспертного совета Комитета по молодежной политике Государственной Думы, курирующий экспертно-аналитическую работу.
«Сейчас в экспертном совете при Комитете по молодежной политике развернута исследовательская и аналитическая деятельность. Молодежь является ключевым объектом внимания государственной политики и правового регулирования не только как демографическая категория, но и как социальная группа со своими потребностями, ценностными ориентирами и моделями социального поведения. Для наиболее качественной законотворческой работы необходимо научное фундирование предлагаемых мер, их обоснованность исследованиями молодежи как особой социальной группы. Одна из важных задач нашей сессии — ввести в публичное поле термин “доказательная молодежная политика”. Пока это в первую очередь метафора, отсылающая нас к образу доказательной медицины. Но уже сегодня экспертные центры, собравшиеся на сессии, демонстрируют примеры того, как управленческие решения могут вырабатываться на строгом научном базисе и с опорой на современные методы анализа больших данных», — сообщил он.
В настоящее время органы государственной власти и экспертное сообщество работают над совершенствованием закона «О молодежной политике в Российской Федерации».
По словам Артема Метелева, председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике, председателя Совета Ассоциации волонтерских центров, в настоящее время поддержка молодежи со стороны государства беспрецедентная. Финансирование отрасли растет несколько лет подряд и только за последний год увеличилось в два раза. Количество регионов, где молодежной политикой занимаются отдельные ведомства, за прошлый год выросло в три раза.
«Внимание к отрасли колоссальное, федеральное законодательство должно соответствовать этой тенденции. Мы работаем над наполнением главного закона о молодежи, планируем расширить меры поддержки молодых людей, создать больше условий для их самоорганизации, стимулировать создание отраслевой инфраструктуры», — рассказал он.
Основа всего — данные, они являются фундаментом любой науки, отметила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
«Как кандидат социологических наук и человек с математическим образованием, я, безусловно, могу сказать, что данные — это основа всего. Термин “доказательная молодежная политика” очень правильный и нужный, потому что все выводы и фундамент любой науки — это, конечно, данные и теория, которую мы накладываем на эти данные, чтобы в результате анализа накопленных больших данных, которые уже сейчас есть во всех наших университетах, грамотно принимать решения. Более того, уже есть мощные методы и методология обработки данных, которые позволяют обосновывать решения на данных, решения, просчитанные на какой-то промежуток времени вперед, — это те решения, которые позволяют достигать большей устойчивости и более адаптированные для тех задач, которые стоят перед нами», — сказала она, подчеркнув ведущую роль в исследовательской деятельности Высшей школы экономики.
Молодежная политика сегодня дополняется новой задачей, рассказал заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин. Если раньше она решала одну главную задачу — встроить уже дееспособного, но еще не укорененного человека в «правильные структуры», то в настоящее время она призвана, опираясь на созидательный потенциал молодых людей, совершенствовать социальную среду: инициативно поддерживать существующие структуры и создавать новые в интересах индивидуального и общественного блага.
Молодежная политика доказательна в той мере, в которой она опирается на данные, а не только на личный опыт, здравый смысл и интуицию, отметил эксперт. Для управленческих решений и выработки политических стратегий используются количественные опросы, качественные интервью, фокус-группы и данные нового типа — цифровые следы, Big Data. При этом не все данные одинаково полезны. B условиях турбулентности для задач политики приоритетна информация об объективной деятельности — именно это дают цифровые следы.
Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров предложил не забывать о разнообразии объекта исследования — молодежи.
«Конечно, субъектная и активная молодежь — это прекрасно, все мы ее знаем, любим, поддерживаем. Есть одна проблема — ограниченная доля этой активной части в молодежной среде в целом. Предпринимаемые усилия к ее расширению не очень продуктивны. Не все хотят, могут и должны быть активистами! И не все должны быть субъектами, это касается не только молодежи. Поэтому я предлагаю не забывать о разнообразии и помнить, что молодежная политика должна быть разной, ведь сама молодежь — очень разная. Наша задача состоит в точной сегментации и такой настройке молодежной политики, чтобы соответствующие ее элементы доходили до своего адресата», — пояснил он.
По его мнению, главными направлениями молодежной политики, которые более всего нуждаются в обосновании данными, являются механизмы управления миграционными настроениями, социальной интеграции и снижение социальных рисков.
Доказательность сейчас крайне необходима и в каком-то смысле стала паролем времени: ресурсов стало меньше, а вызовов больше.
Люди, живущие в Москве в постоянной цифровой доступности, часто забывают, что большая часть молодежной активности протекает вне цифровых рамок, напомнил заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
«Большая часть проектов нашей президентской платформы направлена на активную молодежь. Но, по нашим оценкам, такой молодежи в Российской Федерации не больше 12–15%. Еще порядка 45% — это ребята, которые являются условно активными, но не крутятся в публичной повестке. Еще порядка 40% принято называть пассивным ядром, но это не совсем так, просто люди живут в своем мире и им там комфортно, но с этой молодежью тоже надо работать», — считает он.
Все, что сейчас происходит с данными и цифровизацией, — это большой исторический хайп, который через некоторое время спадет, полагает исполнительный директор АНО «Платформа НТИ» Андрей Силинг.
«Останется работа с данными, постановка гипотез и их проверка. Данные контекстно зависимы. И самый главный вопрос — какие гипотезы мы кладем в основу проводимых экспериментов и к каким выводам мы хотим прийти. Далеко не всегда мы за этим готовы увидеть какие-то новые структуры и с ними работать», — отметил он.
Изучая доказательность, мы предполагаем, что будем использовать полученные данные для принятия управленческих решений, подчеркнул директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Поэтому очень важно, чтобы обе части существовали сбалансированно. Начинать надо с постановки задач, которые могут быть трансформированы по результатам этих управленческих решений.
«Мы должны изучать не то, как всех затащить в наши инициативы, а то, как продуктивно использовать уже существующий ресурс тех, кто в них уже вовлечен. Мы часто очень плохо понимаем, кто эти люди, которые вовлекаются в наши платформы и откликаются на инициативы. Второй вопрос — зачем они это делают и к каким результатам хотят прийти», — сказал он.
В заключение пленарной сессии состоялось подписание Соглашения о создании Консорциума по мониторингу активности населения России. Со стороны НИУ ВШЭ документ подписал Дмитрий Земцов, со стороны АНО «Платформа НТИ» — Андрей Силинг, а со стороны Ассоциации волонтерских центров — Артем Метелев.
«Сегодня мы создаем консорциум, который на основе Big Data будет работать над изучением социальной энергии молодежи, чтобы формировать предложения и меры поддержки с полным пониманием текущей ситуации, оказывая содействие социально полезной активности молодых людей, сообществ, проектов и команд. Я приглашаю институты развития, университеты и научные центры присоединяться к работе для совместного исследования созидательной деятельности молодежи нашей страны», — сказал Дмитрий Земцов.
Консорциум призван способствовать созданию единого пространства доступных и детализированных данных для целого ряда организаций — агентов реализации молодежной политики.