«Сейчас то самое время, когда нужно максимально вовлечь в новую повестку университеты»
Университеты готовы обеспечить интеллектуальную поддержку социально-экономического развития регионов, однако ждут от них постановки конкретных задач. Чиновники, в свою очередь, хотят от вузов инициативы и ярких идей. Как власти, бизнесу и научному сообществу найти общий язык и консолидировать усилия по развитию регионов и страны, обсуждали на круглом столе «Университеты как think tank регионов» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции.
Директор ФАНУ «Восточный центр государственного планирования» Михаил Кузнецов признался, что у него есть «вечная мечта, чтобы наука, бизнес и образование взялись крепко за руки и пошли вперед — за родину и во имя достижений». Но пока мечта остается только мечтой: с одной стороны, вузы «делают груду бумаги, очень классные лонгриды, если почитать — это очень интересно, важно», с другой — у чиновников «не хватает терпения и времени вникать». «И я понял, что секретный ингредиент здесь — терпение, это раз, и второе — необходимость переводчиков», — констатировал Михаил Кузнецов.
«Речь идет о специализированных переводчиках, которые будут переводить научный язык, большие данные в понятные термины и формы, которые замученный поручениями чиновник готов воспринимать», — пояснил он. Функцию такого «толмача», или «диспетчера-переводчика», взяла на себя организация, которую Михаил Кузнецов возглавляет. Она делает модели развития региональной экономики, отраслевые модели, переводит их в формат, понятный чиновнику-управленцу, и в то же время старается обозначить приоритетные задачи развития Дальнего Востока и Арктики, идей для реализации которых ждут от научного сообщества.
«Само понятие think tank — это не просто аналитический центр, который занимается исследованиями и аналитикой, это и те, кто занимается внедрением в партнерстве с органами власти, с предприятиями, со связями с общественностью. Это важно, чтобы те вещи, которые университеты считают значимыми, доносились до лиц, принимающих решения, до самой широкой аудитории, а потом совместно с университетами реализовывались», — подчеркнул генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин.
Вузы, со своей стороны, готовы активно вовлекаться в проектную и практическую работу и становиться think tank для регионов. Более того, позитивные примеры консолидации усилий есть.
Наталья Рязанцева
Так, директор по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ Наталья Рязанцева привела пример создания такого консорциума при участии 11 подразделений, входящих в состав Вышки, для решения большой и амбициозной задачи — реновации Норильска. По ее словам, это был «колоссальный опыт отстройки, совместной многомесячной работы и консолидации компетенций с компаниями». Консорциум выиграл международный конкурс, объявленный корпорацией «Норникель». Это один из самых емких финансовых проектов по реновации после Москвы, с бюджетом в 270 млрд рублей. Для реализации проекта требуется вовлечение урбанистических, образовательных технологий, новых решений в сфере строительства, новых материалов, всего, что связано с деградацией мерзлоты, решение вопросов, связанных с развитием общественных пространств, и многое другое.
«Университет становится базовой площадкой, в которую интегрируется сразу много участников», — подчеркнул руководитель направления концептуальной аналитики ООО «АБТБ» Илья Кантор, чья компания также участвовала в этой работе. «Это важный первый междисциплинарный опыт, и, конечно, работа над комплексными проектами со сложной урбанизированной средой, мы считаем, должна строиться именно таким образом», — добавил он.
Артем Шадрин высказал уверенность, что университеты являются важной и значимой формой развития регионов, объединяя в себе сразу несколько функций. «Во-первых это не просто исследовательская функция, которой является университет, но и то, что мы называем трансфером технологий — не только инженерных и информационных, но и социальных, гуманитарных, экономической деятельности. В этом плане мне кажется очень правильной метафора университета как института развития, который может заниматься не только аналитикой, но еще и инициированием и сопровождением проектов», — подчеркнул он, добавив, что «любая администрация — федеральная, муниципальная, региональная — нуждается в таком сильном партнере».
В свою очередь главный редактор журнала «Университетское управление: практика и анализ» Алексей Клюев высказал мнение, что «актуальность идеи think tank в том, что университеты должны получить интересные задачи — серьезные, крупные, вокруг которых будет строиться деятельность наших ученых и студентов».
В ответ советник главы Республики Башкортостан по науке Руслан Казыханов отметил, что и власть ждет идей от вузов. «Научитесь сами ставить задачи — это очень важно. Мы тоже ждем от вас инициативы. Чиновники тоже не всегда знают, что надо делать», — сказал он, добавив, что все приоритетные задачи у регионов всегда есть на их сайтах в открытом доступе.
Кирилл Зиньковский
Директор Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский обратил внимание, что «социально-экономические блоки университетов естественным образом тяготеют к поставке аналитической консалтинговой работы для региональных заказчиков и вообще для заказчиков из органов власти». По его словам, это важно не только с точки зрения заработка.
«В современных условиях конкурентоспособность университетов социально-экономических направлений подготовки в значительной степени зависит от того, насколько они актуальны и в какой степени они участвуют в исследованиях, в разработках для экономики, социума, для заказчика вовне. Без этого участия — есть такое наблюдение — в какой-то момент университеты начнут проигрывать в части своих социально-экономических блоков подготовки даже СПО (учреждениям среднего профессионального образования. — Ред.)», — констатировал он.
По словам Кирилла Зиньковского, интеграция прикладных разработок исследований с образованием необходима, а одна из форм этой интеграции — проектное обучение. «Это фактически пересборка образовательных программ, особенно уровня магистратуры и аспирантуры по направлениям социально-экономического блока», — подчеркнул он.
«Инвестиции в повышение квалификации педагогических коллективов, управленческих команд университетов, повышение квалификации с точки зрения встраивания, пересборки образовательных программ, встраивания проектного обучения с конечным результатом в виде продуктов в социально-экономических направлениях — это очень выгодная инвестиция для всех: и для центра федерального, и для региональных администраций», — уверен Кирилл Зиньковский. Вузам, по его словам, для развития «нужны продукты, которые будут понятны внешним заказчикам», а региональным органам власти стоит «поднимать университеты на уровень коммуникации, обсуждения, подготовки проектов». Роль университета не только как поставщика технологических и кадровых решений, но и как мыслительного ядра очень значима и перспективна, добавил он.
«Сейчас как раз то самое время, когда нужно максимально вовлечь в новую повестку университеты. Но при этом задать новый формат генерации комплексных предложений, знаний, потому как совершенно нетривиальная ситуация и вызовов нового качества очень много. Тот перечень проблем и кризисов, который есть, нужно просто идентифицировать очень объективно. И безусловно, университеты могут играть очень важную роль в этом смысле», — подытожила Наталья Рязанцева.
Зиньковский Кирилл Викторович