Гериатрическая помощь: как навести порядок в системе соцобслуживания
Лицензирование организаций соцобслуживания, меры против серых учреждений, профилирование стационаров — эти и многие другие вопросы обсуждали участники семинара «Лицензирование социального обслуживания в России», прошедшего в Высшей школе экономики.
Семинар был организован Институтом социальной политики (ИСП) НИУ ВШЭ совместно с Научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Национальной ассоциацией участников социального обслуживания (НАСО). Мероприятие прошло в рамках цикла «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт».
Оксана Синявская
Государственная система социального обслуживания, даже когда она действует совместно с родственниками, не в состоянии удовлетворить весь спрос на уход за пожилыми людьми и социальные услуги для них, отметила модератор семинара заместитель директора ИСП Оксана Синявская. «У нас бурно развивался частный сектор социальных услуг, и это было бы хорошо, если бы не правовой вакуум и рост серого сегмента с низким качеством услуг», — объяснила она положение дел в системе соцобслуживания.
Рамаз Ахметели
Президент Национальной лаборатории долговременного ухода Рамаз Ахметели, представляя свой доклад «Лицензирование социального обслуживания в России и международный опыт», рассказал, что важной проблемой при направлении пожилых людей в стационары является их профилирование — определение уровня потери способности к самообслуживанию. Наилучшим инструментом он назвал французскую матрицу AGGIR, которая делит получателей на шесть групп по уровню обслуживания.
Во многих странах негосударственный сегмент социального обслуживания (НКО и частные компании) выполняет роль равноправного партнера государства в заботе о старшем поколении, говорит он. Сейчас Россия отстает от развитых стран по количеству мест в стационарах для людей старше 65 лет в 3–10 раз (на 1 тыс. человек). Дефицит мест растет вследствие старения населения и медленного увеличения числа мест в госучреждениях, что приводит к лавинообразному и хаотическому росту частного сектора.
Качество негосударственных учреждений в России также нельзя назвать достаточным. По данным исследования журнала Vademecum, 56% стационаров для пожилых людей в Подмосковье не имеют санузлов на каждом этаже, 71% санузлов не адаптированы для пожилых людей, 83% учреждений не имеют отдельной столовой или буфета, а 67% не ведут никакой документации. О проблемах работы стационаров для пожилых людей обычно вспоминают после вопиющих случаев, но от пожаров в домах престарелых ежегодно погибают десятки людей, тогда как от падений и пролежней — тысячи.
Сейчас предполагается, что процедура лицензирования негосударственных учреждений постоянного ухода будет проводиться через портал «Госуслуги», куда руководители должны будут представить санэпидзаключение, декларацию пожарной безопасности и где будут подтверждать наличие необходимого оборудования и обученного персонала. «Вопрос, как это влияет на качество жизни пожилых людей, проживающих в учреждениях», — уточняет Рамаз Ахметели. По его мнению, регулирование важной и деликатной сферы ухода за пожилыми людьми следует сделать четким и понятным и оно не должно быть рычагом давления на учреждения. Он уверен, что лицензироваться должны стационары при любом числе постояльцев, а регламент получения лицензий должен отличаться в зависимости от уровня их самостоятельности. Рамаз Ахметели также считает важным, чтобы персонал по уходу был обучен по действующему или улучшенному профессиональному стандарту «сиделка, помощник по уходу», в противном случае повышается риск найма неквалифицированных работников.
Вацлав Керперт
Основатель и генеральный директор частного учреждения с проживанием для пожилых людей в Варшаве (Польша) Вацлав Керперт рассказал, что в ходе реформ 1990-х годов часть учреждений для престарелых осталась под управлением Минздрава Польши, другие были переданы в ведение Минтруда и социальной защиты, затем были созданы частные организации. Введение новых стандартов работы повысило качество обслуживания обитателей учреждений, но одновременно появилось некоторое количество частных организаций, не выполняющих стандарты и работающих полулегально. Их выявлением и наказанием занимаются органы соцзащиты. Есть разные виды помощи пожилым людям, в том числе помощь на дому и стационары. Лицензии частным учреждениям по уходу выдают власти воеводства. Организации, которые намерены получать финансирование из Национального фонда здоровья, вызывают комиссию фонда. Ключевой проблемой польских учреждений для пожилых людей Вацлав Керперт назвал нехватку кадров из-за низкой зарплаты, регулярный наем работников из стран Восточной Европы со слабой квалификацией и мотивацией к помощи, недостаточное оснащение современным оборудованием.
Светлана Ульянова
Исследователь компании «МЗ Корпорейшн» (Япония) Светлана Ульянова рассказала, что Япония стала мировым лидером по старению населения: 29% японцев сейчас старше 65 лет, к 2040 году доля пожилых людей в населении может вырасти до 35%, что вызвано низкой рождаемостью, высокой продолжительностью жизни и большой численностью поколения послевоенного беби-бума. Также растет число одиноких пожилых людей. Для их обслуживания используется помощь на дому или гериатрические учреждения. Чтобы попасть в одно из них, нужно обратиться к менеджеру, который определяет степень ухода и порядок сопровождения. В Японии работают частные и государственные дома престарелых, учреждения для самостоятельных и нуждающихся в обслуживании и людей с деменцией. Число койко-мест достигло примерно 3 млн, причем в частных учреждениях их больше, чем в государственных. Они финансируются за счет средств постояльцев и за счет системы обязательного страхования долговременного ухода (деньги взимаются с работников старше 40 лет), услуги можно получить после 65 лет, пройдя обследование.
После 2010 года, когда в Японии вскрылся ряд случаев жестокого обращения с постояльцами, пищевых отравлений и чрезмерного ограничения свободы, был конкретизирован перечень оказываемых услуг, в том числе контроль за состоянием здоровья, бытовые и иные услуги, уточнен пакет документов для сертификации, в том числе по пожарной безопасности. Также были сняты ограничения по численности постояльцев. Наконец, было введено обязательное раскрытие информации, органы местной власти получили право на оглашение результатов проверок. Органы надзора получили право прекращать деятельность учреждений, где выявлены злостные нарушения. Отвечая на вопрос новостной службы портала, Светлана Ульянова объяснила, что постояльцев закрытых домов престарелых переводят в другие учреждения сети или временно отправляют домой, где они получают помощь.
Кроме того, активизировалась борьба с серыми учреждениями для пожилых людей. В 2015 году их было обнаружено 1500. Их организаторы получили значительные штрафы. В результате принятых мер число нелегальных домов престарелых сократилось до 643.
Оксана Синявская поинтересовалась, кто должен выдавать лицензию и что должно быть предметом лицензирования при оказании стационарных услуг. Рамаз Ахметели полагает: лицензии должны выдавать региональные органы социальной защиты. Предметом лицензионных требований могут быть стандарты работы, пожарная безопасность, требования к зданию, соответствие санитарно-эпидемическим нормам. Эксперт отметил, что стандарты следует вырабатывать совместно с участниками рынка, чтобы они были выполнимыми и контролировали качество жизни и предоставляемых услуг. Важно также контролировать подготовку персонала, занятого уходом. «Вопрос в качестве формулировок, чтобы они исключали двойную трактовку, а получатели услуг могли отстаивать права в суде», — считает Рамаз Ахметели.
По его мнению, в России невозможно установить единые правила для всех учреждений из-за различия бюджетной обеспеченности, культурных и религиозных традиций, а также природно-климатических условий. «Можно дискутировать с государством, чтобы сформировать минимальные требования, чтобы позволить людям получать качественные и безопасные услуги, предпринимателям — получать прибыль, а некоммерческим организациям — реинвестировать в свою основную деятельность», — предлагает эксперт.
На семинаре также выступили директор Международной социальной академии (Вильнюс, Литва) Ангеле Байорене, председатель исторического Русского общества Красного Креста (Париж, Франция) Сергей Капнист и гендиректор компании «АДОРНО» Глеб Бисеров.