«Сохранение и сбережение природы должно стать важной составляющей российской национальной идеи»
К осени этого года в России появится дополнительный источник инвестиций в сферу лесоклиматических проектов. Пакет документов по «зеленому» финансированию Минэкономразвития России планирует внести в правительство уже в мае. Об этом рассказал глава ведомства Максим Решетников, выступая на круглом столе «Климатическая повестка: вызовы и перспективы экономического развития», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.
Модератором круглого стола выступил вице-президент, профессор НИУ ВШЭ Лев Якобсон, который поставил перед аудиторией сложный вопрос: «Климатическая повестка – это угроза экономическому развитию или его возможный драйвер?». По его мнению, Россия в этой ситуации оказывается между Сциллой и Харибдой. И пока не очень понятно, как пройти этот путь без потерь.
Лев Якобсон
О том, как на этот вопрос смотрят в правительстве, рассказал министр экономического развития России Максим Решетников. Министр обратил внимание, что озвученные Президентом России задачи по опережающему в сравнении с Европой снижению накопленной чистой эмиссии парниковых газов за ближайшие 30 лет возможно выполнить только при переходе на интенсивный сценарий низкоуглородного развития, который уже закреплен в национальной стратегии. «Тот сценарий, который у нас был базовым, становится инерционным или консервативным, а тот который у нас был сценарием активным, теперь становится базовым сценарием», – пояснил он.
По его словам, крупные российские компании вкладывают средства не в отечественные лесоклиматические проекты, а в зарубежные. Необходимо добиться динамичного снижения выбросов парниковых газов путем ввода жесткого мониторинга и контроля в этой сфере. Для этого потребуется предпринять ряд действий, которые будут касаться как сокращения выбросов парниковых газов, так и увеличения поглощающей способности всех экосистем.
«На сегодняшний день мы приняли модель мягкого и поэтапного внедрения системы климатического регулирования, когда на первом этапе мы даем возможность компаниям, но к этому их не принуждаем.
Одновременно с этим, на отдельных территориях есть предложения реализовать более жесткую модель, связанную с квотированием и с обязательствами, ориентированную на достижение углеродной нейтральности регионами в близкой перспективе
Он также подчеркнул, что сама по себе работа по сокращению выбросов парниковых газов шла делительное время. «По сравнению с 90-ми годами мы существенно сократили объем выбросов – более чем в 2 раза, и это не только следствие трансформационного экономического спада, но и следствие того, что новый экономический рост, который был – он уже шел и идет на принципиально иной технологической базе, которая подразумевает более низкий углеродный след экономики. Мы должны помнить об этом, когда говорим о вкладе России в климатическую повестку», – обратил внимание министр.
Министр также отметил, что при вычислении поглощающей способности лесов учитываются только управляемые леса, но далеко не все леса в России сейчас можно отнести к этой категории. Поэтому стране нужно наращивать усилия связанные и с лесовосстановлением, а также направить силы на защиту от лесных пожаров. Это означает, что климатическая повестка подразумевает достаточно серьезные изменения в подходах к вопросам управления российскими лесами. Минэкономразвития готовит соответствующие предложения по этой части.
Максим Решетников
К осени, по словам министра, в России появится дополнительный источник инвестиций в сферу лесоклиматических проектов. В ведомстве уже отмечают готовность и желание вкладывать средства в эти проекты, в том числе и от отечественного бизнеса. Говоря о завершении формирования законодательной базы, Решетников призвал российский бизнес вкладывать в российские климатические проекты. «Мы хотим создать условия, чтобы они вкладывали эти средства в нашу страну. Для этого требуется создать законодательство о регулировании выбросов парниковых газов».
Напомним, соответствующий законопроект на прошлой неделе был принят в первом чтении Госдумой. Помимо этого, в климатический трек входит и пакет документов по «зеленому» финансированию, который Минэкономразвития планирует внести в Правительство уже в мае. Пакет включает в себя национальную систему таксономии «зеленых» и переходных проектов, методологию и другие документы, необходимые для запуска уже в конце года «зеленого» финансирования.
Максим Решетников затронул также и вопросы адаптации экономики к изменениям климата. Говоря о сокращении выбросов СО2 и о повышении поглощающей способности экосистем, министр напомнил, что выбросы парниковых газов обладают большой инерцией. «Мы должны снизить их воздействие, смягчить их, снизить их скорость. Но мы должны готовить наши отрасли к адаптации. В этой связи Минэкономразвития уже выпустил методику формирования подходов к адаптации к изменению климата и в этом году все ведомства должны подготовить свои стратегии», – рассказал он.
Министр подчеркнул, что вопросы, связанные с низкоуглеродным развитием – это следующая технологическая революция. Под этим подразумеваются технологии водородной энергетики и электротранспорта, возобновляемых источников энергии, а также технологии атомной энергетики, где Россия считается лидером.
Одним из основных драйверов этой повестки является наш бизнес: наши крупные компании экспортеры и крупнейшие банки, которые видят в этом риски и готовы активно их нивелировать. Мы видим, какой мощный запрос идет на зеленое финансирование
Максим Решетников резюмировал, что без широкого обсуждения и понимания со стороны экспертного и образовательного сообщества, крупного экспортноориентированного и среднего бизнеса все эти процессы не наберут необходимой динамики для реализации.
В рамках круглого стола был представлен доклад НИУ ВШЭ «Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зеленой» трансформации мировой экономики и политики». Основные тезисы доклада изложил руководитель департамента мировой экономики, заведующий лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров.
Игорь Макаров
Основная идея доклада состоит в том, что в вопросах климатической повестки необходимо действовать быстро и решительно, чтобы не отстать от мирового сообщества. «Сохранение и сбережение природы должно стать важной составляющей российской национальной идеи, ее миссии для себя и для мира, важным элементом российской международной идентичности, а международное сотрудничество по охране природы – важным позитивным вкладом России в развитие мира, слагаемым ее международной привлекательности и авторитета», – подчеркивают авторы доклада.
Как отметил Игорь Макаров, опора на ископаемое топливо не имеет больших перспектив, поэтому нашей стране необходимо искать новые конкурентные преимущества. Россия вполне может достойно выступить в климатической повестке. У нашей страны есть определенные преимущества. Так, выбросы имеет смысл сокращать там, где это дешевле всего. В Евросоюзе это дорого, так как там это проводится достаточно давно, и основные процессы уже оптимизированы. А вот в России, Китае и Индии сокращение выбросов пока не требует высоких затрат.
С тем, что у России много преимуществ в этом направлении, согласился директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ, Европе и Центральной Азии Рено Селигманн. Он считает, что Россия может добиться глобального лидерства в защите окружающей среды, так как в нашей стране есть огромный природный и человеческий капитал, который просто необходимо использовать.
«Поезд уже покинул станцию. Климат и окружающая среда стали важнейшими темами во всем мире, а бездействие обходится очень дорого», – заявил Рено Селигманн. При этом он отметил, что помимо климатической политики требуется обеспечить экономический рост и снижение уровня бедности.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.