Поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях коронавирусной инфекции при ограниченных финансовых возможностях государства
Аналитическая статья главного эксперта Института конкурентной политики и регулирования рынков Михаила Шихмурадова
Связь между защитой конкуренции и поддержкой свободы экономической деятельности установлена статьями 8 и 34 Конституции Российской Федерации и основана на экономической теории конкуренции, структурный аспект которой предполагает атомистичность рынка, т.е. наличие достаточно большого количества продавцов, каждый из которых настолько мал, что его действия не оказывают существенного влияния на конкурентов1.
Статьёй 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» отмечается, что целями данного закона являются обеспечение в том числе свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. А статьёй 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливается, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, среди прочего, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта, увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, состояние конкуренции в Российской Федерации ставится в прямую зависимость от уровня развития малого и среднего предпринимательства.
Развитием данных положений выступают:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены, в том числе, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
- распоряжение Правительства РФ от 17.04.2019 № 768-р «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», которым в качестве целей установлены содействие каждым субъектом Российской Федерации развитию конкуренции на товарных рынках для достижения положительного эффекта в соответствующих отраслях (сферах) экономики, а также создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции;
- приказ ФАС России от 12.03.2018 № 279/18 «Об утверждении Плана мероприятий ФАС России по реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым закрепляются планы мероприятий, включающие в себя в том числе механизмы стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов, развития электронных систем для малого и среднего бизнеса, оформления услуг с возможностью конкурентного выбора, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса.
В связи с изложенным следует подчеркнуть стратегическую значимость для экономики Российской Федерации как мер по развитию конкуренции, так и мер по стимулированию малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 120 млн рублей;
Следовательно, полное прекращение предпринимательской деятельности на один календарный месяц, закреплённое для отдельных предприятий, например, указом Мэра Москвы 05.03.2020 № 12-УМ или постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ, в связи с угрозой распространения в городе Москве и Московской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV, COVID-2019), может принести убытки указанным видам предприятий в разрезе по одному календарному месяцу в среднем (допуская равномерное распределение доходов в течение года):
для микропредприятий — до 10 млн рублей;
Если воспользоваться данными по основным показателям деятельности малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в Российской Федерации в 2018 году, опубликованными Росстатом, получим следующую таблицу:
| Количество предприятий | Доля в общем объёме МСП | Оборот предприятий, млрд | Доля в общем объёме МСП |
Микропредприятия | 2 421 651 | 90,58% | 23 888,6 | 39,30% |
Малые предприятия | 238 292 | 8,91% | 29 425,6 | 48,41% |
Средние предприятия | 13 682 | 0,51% | 7 464,6 | 12,28% |
Отсюда, допустив равномерное в среднем распределение доходов предприятий в течение календарного года, получим количественное выражение экономических потерь в случае остановки деятельности предприятий на один календарный месяц:
для микропредприятий — до 1 990,7 млрд рублей;
То есть совокупные потери за один месяц могут достигать более 5 триллионов рублей.
В перерасчёте на одно предприятие получим средние потери за один календарный месяц:
для микропредприятий — до 822 тыс рублей;
Согласно данным Центробанка Российской Федерации международные резервы Российской Федерации составляют 564,9 млрд долларов США, что в перерасчёте на рубли составляет около 42 триллионов рублей, в связи с чем полное покрытие убытков малых и средних предприятий, понесённых за 1 календарный месяц, может составить до 12% от международных резервов.
Кроме того, помимо юридических лиц под ударом оказываются также и индивидуальные предприниматели. Согласно данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.04.2020 в Российской Федерации насчитывается 5 979 899 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых на индивидуальных предпринимателей приходится 3 421 654 субъекта.
Следовательно, оказание государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий, покрывающих убытки предприятий в полной мере, в подобных условиях вряд ли осуществимо. Поэтому поддержка должна носить точечный характер, с учётом специфики отраслей, наиболее пострадавших в результате принятия мер по сдерживанию коронавирусной инфекции. К таким отраслям относятся, к примеру, общественное питание, туризм, гостиничное дело, торговля непродовольственными товарами.
Немаловажным аспектом государственной политики выступают сохранение занятости и поддержка работников указанных предприятий, поэтому предложенное Президентом РФ выделение помощи сотрудникам малых и средних предприятий из расчёта 12 130 рублей на человека, безусловно, поможет сдержать возможные негативные эффекты, связанные с безработицей.
Кроме того, в условиях неопределённости, связанной с отсутствием понимания сроков прекращения действия режима повышенной готовности, также значимым представляется разработать экономически обоснованные критерии, по которым отдельные предприятия следует лишать возможности получения соответствующих поддержек. Такими критериями могут выступать соотношения между обязательствами по займам и кредитам и чистой прибылью, при превышении заданных значений которыми выделение государственной помощи не приведёт к сохранению финансовых показателей на приемлемом уровне, а значит, не снизит риск наступления банкротства.
Комментарий главного эксперта Института конкурентной политики и регулирования рынков Юлии Папикян
Среди дополнительных мер поддержки МСП в условиях распространения коронавирусной инфекции, предложенных Правительством РФ и анонсированных Президентом РФ:
1. прямая финансовая поддержка субъектов МСП, в том числе для сохранения уровня заработной платы сотрудников;
Первая мера предусматривает выдачу субсидий предприятиям МСП вне зависимости от их положения на рынке, основным критерием для получения указанной финансовой поддержки является сохранение не менее 90 % штатных сотрудников по состоянию на 1 апреля 2020 г. В этом случае у хозяйствующих субъектов не будет стимулов завышать уровень своих издержек для включения в перечень наиболее пострадавших отраслей, а напротив они будут стремиться к оптимальной системе расходов, причём с сохранением значительной части персонала, но в краткосрочной перспективе. При этом государственные расходы значительно возрастут вместе с введением данной меры.
Вторая мера направлена на поддержание уровня заработной платы сотрудников предприятий, когда снижаются риски для коммерческих банков и повышается доступность кредитных ресурсов. Тогда как ранее принятая мера в форме беспроцентных кредитов, имеющая исключительно рекомендательный характер для банков, «не сработала» в связи с отсутствием заинтересованности кредиторов в таких условиях работы с бизнесом.
Последние три меры ориентированы на предприятия, включенные в реестр МСП, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, и две из них предоставляют лишь отсрочку платежей на определенное время, перераспределяя финансовую нагрузку на более поздние периоды, а значит, не окажут существенного влияния на финансовое положение указанных организаций.
Примечания
1 Конкурентное право России / Д.А. Алёшин, И.Ю. Артемьев, Е.Ю. Борзило и др.; отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич, НИУ ВШЭ. — М. Изд. дом. Высшей школы экономики, 2012. — С. 18.