«Экологическое мышление становится нормой современного человека»
В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.
«МосЭкоШкола» — открытая просветительская программа по повышению экологической грамотности и развитию идей экопроектов для Москвы-2030, включающая лекции, мастер-классы и консультации от ученых и практиков НИУ ВШЭ и партнеров проекта в области трендов будущего в сфере охраны природы и экологии. Результатом программы стали проекты более 200 школьников, из которых экспертами были выбраны лучшие десять.
Среди проектов, занявших призовые места, — исследования в области управления зеленым фондом Москвы с учетом передовых научных разработок, лучшей практики мировых мегаполисов и нового законопроекта столицы по данному направлению; проекты в области апсайклинга для развития бережного потребления и создания уникальных дизайнерских коллекций из ненужной одежды, для сбора которой в Москве с этого года департаментом создано более 200 точек по всему городу; а также ИТ-платформа для развития экотуризма и экосообществ столицы. Среди креативных концепций также были отмечены проекты по созданию дизайнерских решений, в частности маскотов для экоцентров.
«Все проекты выполнены на высоком уровне и жизнеспособны. Крайне важно, что участники при их создании используют современные технологии, уже провели ряд опросов жителей и активно их продвигают среди молодежной аудитории. Это большой вклад в повестку экопросвещения столицы. Москва — самый зеленый мегаполис мира, здесь и сейчас работают, растут, учатся и формируют свой кругозор лучшие специалисты во всех областях, именно поэтому критически важно становление внутренней экологической культуры среди молодежи, что создаст модели поведения для формирования среды экологического благополучия», — отметила Елена Жаркова, начальник Управления экологического образования и просвещения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Денис Олейников
По словам Дениса Олейникова, директора Центра поддержки проектной деятельности факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, высокий уровень проектов школьников, отмеченный экспертами, во многом удалось обеспечить за счет реализованной НИУ ВШЭ программы наставничества «эксперт — студент — школьник». Для участия в программе было отобрано 10 лучших студентов НИУ ВШЭ (факультеты мировой экономики и мировой политики, креативных индустрий, социальных наук, Высшая школа бизнеса и т.д.). Все они прошли обучение в области наставничества и проектной деятельности в сфере экологии и занимались со школьниками по программе, разработанной совместно с Институтом экологии НИУ ВШЭ. «Программа показала свою высокую эффективность и готова к тиражированию с участием других вузов и всех заинтересованных», — подчеркнул он.
«Важно, что проекты, представленные в финале конкурса “МосЭкоШкола”, имеют прикладной характер и уже реализуются участниками. Именно через практику возможно формирование нового типа мышления и поведения молодежи, направленного на рост экологического благополучия нашей страны», — считает Андрей Руднев, сопредседатель Всероссийского экологического движения «Экосистема».
Светлана Цукерман, куратор проекта «Предпринимательский класс в московской школе» в ГБОУ №1409, отметила, что проектная деятельность может повлиять на результаты поступления в вузы. К тому же работа над проектами раскрывает потенциал школьников и помогает осознанно выбрать будущую профессию. «Мы видим это по нашим ученикам, которые участвуют во многих проектных конкурсах, в том числе, конечно, в конкурсе “Высший пилотаж” от НИУ ВШЭ», — говорит она.
Экопросвещение и экологически ответственное поведение — норма современного человека, считает Алексей Ретеюм, директор по развитию Всероссийского общества охраны природы. По его мнению, развитие личности в сфере экологии носит междисциплинарный характер и формирует навыки и компетенции, востребованные в любой профессии. «Всероссийское общество охраны природы доказывает это своей деятельностью уже без малого 100 лет, являясь первой природоохранной организацией в мире! — отметил Алексей Ретеюм. — И 30 ноября мы проводим Международный форум “Экология будущего”, приуроченный к 100-летнему юбилею Всероссийского общества охраны природы, где подробно раскроем эти и другие актуальные вопросы».
В мероприятии также участвовали представители экоцентров Департамента природопользования и охраны окружающей среды, которые выразили интерес к дальнейшему сотрудничеству и поддержке развития проектов.
Наталья Поротникова
«Экологическое мышление становится нормой современного человека, а использование проектного подхода позволяет участникам найти свои цели и мотивацию, чтобы перейти от мышления к действию и результатам. Эти принципы заложены в основу методологии “МосЭкоШколы”, и мы рады, что участники видят ценность в проекте. Для их авторов это хорошая основа для их подачи на федеральные конкурсы, предоставляющие также преференции при поступлении в вузы. Проекты, подготовленные школьниками и наставниками, будут также поданы для участия в Премии Правительства Москвы в области охраны природы, на которую еще идет прием заявок. Благодарим наших партнеров, участников проекта и надеемся на его продолжение в следующем году», — резюмировала Наталья Поротникова, заместитель директора Института экологии НИУ ВШЭ.