Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров
Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Открывая пленарное заседание «10-летие Национальной системы квалификаций. Промежуточные итоги и новые вызовы», его модератор, президент РСПП, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент НИУ ВШЭ Александр Шохин, зачитал приветствие Владимира Путина. Глава государства отметил: «Впереди важные, масштабные задачи, призванные качественно улучшить систему подготовки квалифицированных специалистов, учитывающую требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня».
Александр Шохин сообщил: за прошедшие годы были введены профессиональные стандарты по 1600 специальностям, ставшие ориентиром для вузов и колледжей. Они позволяют приблизить программы обучения к потребностям рынка труда, обеспечить бесшовный переход выпускников учебных заведений к работе. Он напомнил, что отечественная экономика сейчас работает при остром кадровом дефиците, вызванном демографическими тенденциями и событиями последних лет. Подавляющее большинство руководителей компаний называют его барьером для развития бизнеса. По его мнению, обновление системы профессиональных стандартов, развитие гибких механизмов оценки квалификаций по рабочим профессиям облегчит решение проблемы. Другим важным направлением он назвал более активное участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ.

Первый заместитель министра промышленности и торговли России Василий Осьмаков отметил: подготовка кадров стала ключевым элементом многих проектов технологического лидерства. Он обратил внимание на высокую востребованность ряда рабочих профессий и инженерных специальностей. Министерство, сообщил замминистра, сотрудничает с другими ведомствами в области создания центров переподготовки, разработки новых программ обучения и поддержки талантливых студентов и аспирантов по ряду специальностей. «Мы хотим вести проактивную политику подготовки кадров и будем активно участвовать в программах наших коллег», — подытожил Василий Осьмаков.
Ярослав Нилов
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает национальную систему квалификаций важным элементом рынка труда и компонентом национальной безопасности, снижающим привлечение иностранных работников. Проблемы дефицита кадров по ряду специальностей можно частично решить, пересмотрев список профессий с вредными и опасными условиями труда, где запрещена работа людей младше 18 лет. «Очевидно, что перечень требует пересмотра», — сказал он.

Научный руководитель НИУ ВШЭ, глава Рабочей группы Национального совета по развитию профессионального образования и обучения в национальной системе квалификаций Ярослав Кузьминов подчеркнул: рынок труда в России радикально изменился и стал рынком соискателя. Он обратил внимание на рост заработной платы, опережающий увеличение производительности труда, что может вызвать серьезные проблемы в экономике.
Требуются иные подходы к квалификации и образованию, например отказ от негативного отношения к недавним выпускникам. Сейчас ответственные работодатели сами идут в вузы и ссузы, встраивают в их образовательные программы длительную практику для отбора будущих работников.
При дефиците кадров компании сами готовят работников на своей базе, достраивая систему корпоративного обучения, замещающую колледжи и многократно сокращающую сроки подготовки по отдельным профессиям. «Это ставит вопрос: надо ли сохранять систему профессионального обучения в нынешнем виде?» — сказал Ярослав Кузьминов и предложил облегчить доступ к работе учащимся ссузов, сохраняя всеобщее среднее образование. Другим резервом рынка труда он назвал пенсионеров, которых, учитывая состояние здоровья, можно привлекать к работе на неполный день.
Серьезной проблемой инженерного образования Ярослав Кузьминов назвал качество подготовки. По его мнению, система образования, начиная со средней школы, должна перейти от объясняющей и иллюстрирующей модели к предметной и инструментальной.

Гендиректор АНО «Национальное агентство развития квалификаций», директор Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ Артем Шадрин отметил важность сближения квалификационных требований и профессиональных стандартов в ЕАЭС, что позволит упорядочить миграцию и привлекать специалистов дефицитных профессий к дистанционной работе. Также возможно создавать в странах ЕАЭС российские экзаменационные площадки и признать национальные системы независимой оценки квалификаций. Артем Шадрин сообщил, что подписано соглашение с Казахстаном о гармонизации профессиональных стандартов.
Внутри России важно дополнять государственную аттестацию профессиональной аккредитацией, подтверждающей квалификацию выпускников, что мотивирует и студентов, и руководителей вузов и ссузов. Также в будущем следует привлекать через НСК работодателей к подготовке учебных планов и образовательных программ. «От проактивного участия работодателей будет зависеть, насколько содержательными будут навыки выпускников», — сказал Артем Шадрин. По его словам, соответствующие механизмы отработаны в пилотных проектах.
В сессии также участвовали президент Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, президент Союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата», председатель СПК в здравоохранении Леонид Рошаль и директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда РФ Марина Маслова.
Ярослав Кузьминов стал также модератором сессии «Образование для новой реальности». В ее работе приняли участие: Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию; Андрей Шобанов, заместитель директора по научно-методической работе Корпоративного университета РЖД; Евгений Ивашкевич, ректор Центрального университета; Светлана Грузных, заместитель губернатора Томской области по социальной политике; Любовь Духанина, председатель СПК в сфере образования; Наталья Байда, руководитель Комитета по независимой оценке квалификаций СПК горно-металлургического комплекса; Дмитрий Кузнецов, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ. Они обсудили вызовы, стоящие перед системой образования в современном обществе, потенциал национальной системы квалификаций в решении задач, стоящих перед образовательными организациями и работодателями, современные практики партнерства бизнеса и образования, новую роль среднего профессионального образования для увеличения предложения квалифицированного труда на инженерном рынке, роль искусственного интеллекта и границы его применимости в образовании, а также другие, не менее важные темы.