ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
О способах балансирования рисков и возможностей использования ИИ в образовательном процессе и разработках Вышки рассказала Екатерина Колесникова, руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, доцент.
Екатерина Колесникова
«Мне видится, что слово “эксперимент” в названии круглого стола очень точно и верно отражает происходящие сейчас процессы, — подчеркнула она. — Мы пробуем работать с новым для себя явлением, пытаемся понять перспективы и ограничения использования искусственного интеллекта в образовании, выработать способы разумного применения его возможностей».
Екатерина Колесникова представила проект по созданию ИИ-экзаменатора для оценивания речевых умений говорения и письма. Обучение ИИ-экзаменатора реализовано на основе 10 тысяч образцов письменных текстов и устных высказываний, а также 105 тысяч оценок по специальной методологии и критериям, разработанным экспертами, что позволило достичь высокой точности результатов.
В настоящее время этап бета-тестирования проходит нейросеть «ИИ Лингво» (совместный проект Центра искусственного интеллекта, Школы иностранных языков и онлайн-кампуса НИУ ВШЭ), которая за 60 минут способна оценить письменный текст и устную речь по ключевым критериям: лексика, грамматика, фонетика и беглость речи (для устных высказываний), логика и связность текста, стиль (для письменных текстов), коммуникативное поведение. Функционал разработанной в ВШЭ нейросети продолжит развиваться, планируется обучение моделей ИИ оцениванию языковых компетенций по другим иностранным языкам.
«Новация “ИИ Лингво” как инструмент для самоконтроля или встроенный в курс второй экзаменатор — это, по сути, решение старой проблемы перегруженности преподавателей и объективной нехватки формирующего оценивания в коммуникативно-направленных дисциплинах», — отметила Екатерина Колесникова.
Эксперты круглого стола сошлись во мнении, что большое значение в проектировании образовательного процесса, дополненного возможностями ИИ-технологий, будут иметь специалисты-методологи и руководители проектов образования. От них потребуется видение логики изменений в сфере образования.
Ежегодный Тюменский цифровой форум информационных технологий «ИНФОТЕХ» — крупная площадка для обмена опытом в сфере цифровизации проектов федерального и регионального уровней. Организаторы: Правительство Тюменской области и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.