Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»
В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.
«Цифровой прорыв» — масштабное соревнование для профессионалов IT-отрасли. Проект направлен на поиск, развитие и поддержку талантливых и перспективных специалистов по созданию продуктов и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, а также на повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами. Проходит в формате серии хакатонов в онлайн- и офлайн-формате. Первый хакатон состоялся в 2019 году.
Первое место заняла команда студентов 4-го курса бакалавриата «Программная инженерия» ФКН и МФТИ “DoomAI” — Шамиль Зиганшин, Максим Каверин, Никита Степанов, Алиса Шаламкова и Максим Ставцев. В качестве решения кейса «Предсказание социально-демографических характеристик пользователя» они представили систему, которая позволяет оперативно создавать новые эксперименты для исследования цифровой модели, оптимизировать параметры, которые определяют ее структуру и способ обучения, а также получать результаты с высокой скоростью и точностью.
Алиса Шаламкова, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Нам нравится машинное обучение, и мы рады порешать интересные кейсы с прозрачным оцениванием. Сначала участвовали в вышкинских хакатонах, но на этот раз решили рискнуть и выйти на всероссийский уровень.
“Цифровой прорыв” предлагает кейсы на любой вкус. Мы решили начать с классического машинного обучения и поэтому взяли кейс о предсказании социально-демографических характеристик пользователя видеохостинга.
Задачи на хакатоне предлагают реальные компании, поэтому в их интересах получить решение, которое поможет им в работе. Именно тщательная проработка скорости предсказания, разведочного анализа данных (глубинное исследование структуры и характеристик данных для изучения их основных закономерностей и паттернов. — Ред. ), документации к коду и навыков презентации позволила взять нам первое место, чего мы, честно сказать, совсем не ожидали.
Хочется участвовать в таких соревнованиях и дальше, исследовать новые задачи не только в машинном, но и в глубинном обучении».
Максим Каверин, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Я очень рад, что наша команда заняла первое место в одном из кейсов на всероссийском хакатоне. Это был невероятный опыт, который позволил нам продемонстрировать навыки в области машинного обучения.
Хочу выразить огромную благодарность моей команде. Мы смогли достичь таких высоких результатов за счет упорства и коллективной работы. А фундаментом успеха стало образование, полученное в Вышке».
Максим Ставцев, ОП «Программная инженерия», 4-й курс
«Мы хотели решить задачу, в которой необходимо использовать методы глубинного обучения. И задача по предсказанию социально-демографических характеристик пользователя показалась нам интересной. Мне понравилось участвовать. Большое спасибо ребятам из моей команды, они крутые. Мы обязательно еще поучаствуем в подобных соревнованиях».
Команда студентов бакалавриата «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» «Лидируй катбустируй» (Андрей Кузнецов, Кирилл Кудряшов и Михаил Кондрашин) предложила использовать различные алгоритмы для предсказания социально-демографических характеристик пользователя платформы и заняла третье место в кейсе.
Андрей Кузнецов, ОП «Прикладная математика и информатика», 3-й курс
«Я стараюсь участвовать во всех крупных соревнованиях и конкурсах по искусственному интеллекту, хотя постоянной команды у меня нет. В этот раз решил попробовать объединиться с двумя однокурсниками. С ними я уже давно знаком, они имеют классный олимпиадный опыт.
Ранее мы решали похожую задачу, поэтому были идеи, как реализовать такую систему. Она разносторонняя и поэтому сложная. Данных было не очень много, поэтому нам удалось проверить больше идей. Мы использовали разные подходы, различные алгоритмы.
Процесс был увлекательным. Планируем дальше участвовать в хакатонах проекта “Цифровой прорыв” и других командных соревнованиях».
Первое место также заняла команда “Selling Pandas” студентов бакалавриата «Прикладная математика и информатика» и «Программная инженерия» (Никита Ильтяков, Никита Угрюмов, Илья Гринюк и Андрей Кижинов). Они предложили решение поиска дубликатов видео для приложения вертикальных видео Yappy ー сервис «Дубль», который может быть бесшовно интегрирован во внутренний контур программы.
Илья Гринюк, ОП «Прикладная математика и информатика», 1-й курс
«С каждым из участников команды мы ранее участвовали в различных хакатонах и мероприятиях, связанных с искусственным интеллектом. Мы хорошо знаем сильные стороны друг друга. Большим плюсом стало то, что все мы являемся студентами ФКН. Мы уже становились победителями в региональных хакатонах “Цифрового прорыва”, поэтому для нас было важно занять призовое место и на всероссийском этапе.
Кейс от Yappy понравился нам тем, что компания сделала упор на использование машинного обучения и мы могли в полной мере раскрыть свои способности. С другой стороны, всей команде оказалось интересно поработать с задачей, связанной непосредственно с обработкой видео. Кейс непростой, ведь нужно было построить одновременно точное, быстрое и экономичное решение, чтобы оно могло справиться с большим потоком загружаемых на платформу видео.
Именно поэтому мы проводили большое количество экспериментов с различными алгоритмами, архитектурами, подходами, а затем создали финальное решение на их основе, модифицировав их под нашу задачу.
В итоге мы смогли достичь самой высокой точности среди всех команд и при этом получить максимальный балл за скорость пайплайна.
Безусловно, мы планируем и дальше участвовать в хакатонах и олимпиадах разного уровня, например, в HSE AI Assistant Hack, AIDAO и других. Вся наша команда заинтересована в получении опыта решения прикладных задач и совершенствовании наших навыков».
Андрей Кижинов, ОП «Программная инженерия», 2-й курс
«Я знаком с командой еще со школы — вместе были на смене в “Сириусе”, вместе участвовали во многих олимпиадах и конкурсах еще до вуза. Мы знали, что “Цифровой прорыв” — один из самых крупных хакатонов в стране, и решили участвовать. В команде я занял роль fullstack-разработчика: создавал фронтенд и бэкенд и занимался приложением на сервере: внедрял машинное обучение в программный интерфейс и настраивал брокер сообщений.
Хакатон нам понравился. Это одно из самых крупных соревнований, которое нашей команде удалось выиграть. Мы нашли очень классные решения».
Текст: Анастасия Козлова
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Международный хакатон в нижегородской Вышке: новые решения экологических проблем
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород прошел международный онлайн-хакатон, посвященный решению экологических проблем. С помощью искусственного интеллекта и компьютерного зрения студенты из России и Белоруссии разрабатывали инновационные решения для сегментации изображений, предиктивного моделирования (прогнозирование будущего на основе данных из прошлого) выбросов и создания чат-ботов для заповедников и национальных парков.
«Экспром(п)т»: Вышка провела первый в России хакатон по промпт-инжинирингу
23 и 24 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ состоялся первый в стране хакатон по промпт-инжинирингу «Экспром(п)т». Он собрал участников не только из Москвы и области, но из Волгограда, Нижнего Новгорода, Орла, Казани, Екатеринбурга, Воронежа, Улан-Удэ и других городов. Партнерами соревнования выступили «Яндекс Образование», Yandex Cloud, КРОК, X5 Tech, Сбер, Академия искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также GPT4Telegrambot.
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
НИУ ВШЭ запускает серию хакатонов с брендами
1 и 8 декабря Школа дизайна Вышки организует два хакатона. На первом предлагается создать витрину для чайного бренда «Травки». На втором — разработать айдентику для вымышленного сериала на «Кинопоиске». В интенсивах могут принять участие студенты Высшей школы экономики и все желающие, освоившие курс коммуникационного дизайна.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.