О магистратуре Вышки — словами студентов
Магистратура — это возможность прокачать свои знания и навыки или получить новую профессию, а также способ продлить студенческую жизнь. Цели у всех разные, но результат один — поступление в Высшую школу экономики, которая предлагает большой выбор образовательных программ под любой запрос. Мы пообщались со студентами магистратуры и делимся с вами их опытом поступления, выбора программ и не только.
Прием документов на очные программы с бюджетными местами завершается 25 июля. Еще можно воспользоваться шансом стать студентом магистратуры Вышки.
Магистратура — продолжение обучения в бакалавриате
Большая часть студентов магистратуры — недавние выпускники бакалавриата/специалитета, которые хотят расширить свои знания и повысить уровень подготовки по той же специальности или попробовать что-то новое в смежной области и дополнить свои компетенции.
Алексей Белов
Алексей Белов после окончания бакалавриата по юриспруденции выбрал программу «Правовое обеспечение и защита бизнеса» в НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Другие направления он даже не рассматривал. Поступил по результатам участия в олимпиадах «Я — профессионал» и «Высшая лига».
Алексей делится своими впечатлениями об обучении в Высшей школе экономики: «На данный момент меня все устраивает, обучение в Вышке очень интересное как в плане самой организации процесса, так и в плане набора учебных дисциплин и, конечно же, преподавателей, среди которых большинство — прекрасные ученые и практикующие специалисты. Их знания и опыт позволяют расширять свои интеллектуальные навыки и понимать практическую составляющую рассматриваемых аспектов. По итогам года я могу сказать, что получил именно то, чего и ожидал!».
Павел Воробьев
Имея диплом в области юриспруденции, можно поступить и на программу «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» в НИУ ВШЭ — Пермь. Так сделал Павел Воробьев: «При выборе магистратуры руководствовался тем, что это логичное продолжение моего юридического образования. Помимо Вышки, подавал документы еще и в другой пермский университет, но Вышка была предпочтительнее. Во-первых, Высшая школа экономики — уже родной вуз. Во-вторых, она предлагает удобный формат обучения: пары — с 18:20, что для работающих студентов намного удобнее».
Геннадий Маничев
Геннадий Маничев, студент питерской программы «Современный социальный анализ», также рассказывает о своем выборе: «Мне хотелось продолжить обучение конкретно в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург на любой из близких мне программ магистратуры. По моему мнению, настолько активного, при этом структурированного и объективного подхода к обучению я не смог бы найти в других университетах. Будучи выпускником образовательной программы “Международный бизнес и менеджмент”, я рассматривал возможность продолжения обучения на своем факультете для углубления знаний. Но сыграл роль другой важный фактор — хотелось дополнить знания из смежной области. Таковой оказалась социология, внутри которой в своей альма-матер я нашел прекрасный трек по количественному анализу (“Аналитика социальных данных”), где уже знакомые инструменты дополнялись новыми, в ином контексте».
Юрий Зиняков
«Внимательно изучив информацию о программе, я понял, что именно здесь я хочу продолжать свое обучение после бакалавриата!» — решительно заявляет Юрий Зиняков из нижегородской Вышки. Он поступил на программу «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» по конкурсу «Раннее приглашение к поступлению». Спустя год обучения он считает, что все его ожидания точно оправдались: «Наша программа во многом междисциплинарная. Каждый здесь найдет что-то свое: кто-то сможет уделить больше внимания бизнес-аналитике и менеджериальным дисциплинам, кто-то пойдет по классическому экономическому треку, а кто-то, возможно, захочет взять дополнительные курсы и получить диплом также по другому направлению. Ряд вариативных дисциплин позволяет выстраивать образовательную траекторию в зависимости от своих интересов и потребностей. И дополняет это МАГОЛЕГО, где есть практически все — от дополнительных глав вариационных исчислений до лекций по культуре Японии».
Магистерские программы под любой запрос
Руслан Мифтахутдинов
Многие выпускники бакалавриата/специалитета точно знают, чем они хотят дальше заниматься, однако сталкиваются со сложностями в поиске конкретных образовательных программ под свой запрос. «Почти все магистерские программы по профилю “Востоковедение и африканистика” в современной России главным образом концентрируются на вопросах геополитики и экономики, — говорит Руслан Мифтахутдинов. — Мне же было важно выбрать междисциплинарную программу, которая позволила бы максимально органично продолжить исследования, связанные с политикой идентичности в странах Юго-Восточной Азии и вопросами ментального здоровья».
Портфель магистратуры Высшей школы экономики насчитывает 190 образовательных программ, чтобы удовлетворить потребности как экономики страны, так и самих поступающих. Подходящую магистерскую программу Руслан нашел в санкт-петербургском кампусе НИУ ВШЭ — «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». Он делится впечатлениями спустя год обучения и рекомендацией для тех, кто только планирует поступление: «Меня всегда приятно удивляет поддержка со стороны руководства образовательной программы и профессорско-преподавательского состава нашего университета. Отдельно я хочу отметить семинар наставника, где Светлана Валентиновна Кривохиж помогала нам готовить наши исследования, и лингвострановедческий семинар на китайском языке, на котором мы с Лю Цитин анализировали статьи по теме моих исследований. Оглядываясь на уже пройденный в магистратуре путь, я бы посоветовал самому себе тщательно выбирать дисциплины, которые я буду изучать. В частности, МАГОЛЕГО и общеуниверситетские факультативы. Эти два пула дисциплин включают в себя очень много интересных предметов, а вот выбрать максимально релевантные для себя вещи бывает очень сложно».
Дамир Дзансолов
Рисовать комиксы или изучать мусульманские миры в России? Дамир Дзансолов за пару месяцев до окончания приема документов в магистратуру передумал поступать в Школу дизайна НИУ ВШЭ, когда узнал о программе «Мусульманские миры в России (История и культура)». Дамир обучается на бюджетном месте как иностранный гражданин, но поступал сразу по нескольким траекториям, чтобы гарантированно учиться бесплатно (по общему конкурсу и конкурсу для иностранцев, олимпиадам и конкурсам Вышки).
Мы попросили Дамира поделиться своими эмоциями спустя год в Вышке. «Впечатления от обучения на данной программе у меня очень позитивные! Ожидания не то чтобы оправдались, они даже перешли все рамки, поскольку такого глубокого погружения в объект и предмет нашей исследовательской программы (мусульман России) я не ожидал, — говорит Дамир. — Впечатляет и большое пространство для возможных исследований, нравится открытость и коммуникабельность преподавателей, дискуссионный, часто полемический формат многих занятий. На данный момент могу с уверенностью сказать, что подобной, по-настоящему уникальной программы, где мусульмане России изучались бы так критично, глубоко и качественно, в настоящее время в стране больше нет нигде».
В каком возрасте идти в магистратуру
Лия Эбралидзе
Учиться никогда не поздно! Менять свою жизнь, изучать что-то новое, переезжать, поступать в магистратуру можно в любом возрасте. Ярким примером стала студентка московской Вышки Лия Эбралидзе, которая поступила по результатам олимпиады «Высшая лига» на магистерскую программу «Мусульманские миры в России (История и культура)».
«Я долго не могла решиться поступать снова, потому что временами мне казалось, что после 30 лет менять профессию и идти в магистратуру поздно. У меня за плечами высшее и дополнительное образование, решиться на полноценные два года в университете было непросто. Но когда я поняла, что меня интересует ислам и мусульманские сообщества России, сомнения отпали. К олимпиаде я готовилась специально: читала литературу из предложенного списка, поэтому перед испытаниями я почти не волновалась — знала, что иду туда, где мне надо быть», — рассказала Лия.
Она выбрала именно такую программу, поскольку «это единственная магистерская программа в Москве (и в России), где предлагают комплексный историко-антропологический подход к изучению истории и современности мусульманских сообществ в России». Лия также комментирует загруженность в течение первого года магистратуры: «Учебы много, что стало неожиданностью: мы учимся во второй половине дня 4–6 дней в неделю, поэтому с полноценной работой совмещать не получится, но эта программа того стоит».
Нужно ли профессионалу в своей области поступать в магистратуру?
Окончив бакалавриат/специалитет, многие уходят с головой в работу, открывают собственные проекты, создают семьи и уже не находят времени для дальнейшего обучения. Однако поступление в магистратуру является одним из самых эффективных способов изучения максимально полезной и применимой информации.
Ярослава Шалунова
В НИУ ВШЭ — Нижний Новгород на программе «Управление развитием компании» обучается Ярослава Шалунова. Она является предпринимателем (сооснователь проектов «Нижегородская лига плавания» и «Ночная лига плавания») и занимается организацией масштабных соревнований по плаванию. Ее первое образование было по специальности «международные отношения», поэтому она решила пойти в магистратуру для получения более глубоких знаний по менеджменту и ведению бизнеса.
Для поступающих в этом году Ярослава дает важные советы: «Четко определять свои собственные цели и задачи на обучение. Не бояться спрашивать у преподавателя именно то, что нужно вам. Быть открытым и активным в учебе».
Софья Чебуркова
Некоторые выпускники при этом долго готовятся к поступлению. Софья Чебуркова шла к этому пять лет: «Я хотела поступить в бизнес-ориентированную магистратуру сразу после бакалавриата, но не была уверена в своих знаниях. Так я поставила себе цель — вырасти как профессионал и выбрать программу с новыми возможностями для усиления карьерного трека».
Софья поступила на онлайн-программу «Магистр аналитики бизнеса» по конкурсу «Раннее приглашение к поступлению», о котором она рассказывает подробнее: «Всем советую рассмотреть такую возможность. Это был челлендж! Я узнала об этой опции за 2 недели до дедлайна и решила рискнуть. Рекомендации и CV я готовила по гарвардскому формату, в мотивационном письме определилась с треком по учебе и целями обучения. Помимо портфолио, были еще тестирование на английском и собеседование с преподавателем программы. К последнему я прочитала исследования преподавателей кафедры для дискуссии. Итог — высший балл».
«Прошел только год учебы, а знаний я получила за три!» — емкая рецензия о магистратуре от Софьи.
Совмещение магистратуры и работы
Большинство выпускников бакалавриата/специалитета практически сразу вынуждены искать работу, а многие это делают еще на последних курсах. Совмещать полноценное обучение в университете и работу 5/2 — задача не из простых, но решаемых.
Дарья Королева
Для Дарьи Королевой одним из главных критериев отбора магистерских программ было онлайн-обучение, а вторым — получение реальных знаний, применимых в работе. Она тщательно подошла к выбору магистратуры, потому что ей было важно поступить не просто в крутую магистратуру, а в ту, которая станет реально полезна. Так она попала в онлайн-кампус Вышки на программу «Управление цифровым продуктом».
Дарья рассказывает о своем опыте в магистратуре Вышки: «Я шла за реальными знаниями, которые сразу смогу применять в работе, и я их получила. Спустя год могу смело сказать, что приобрела много полезных знаний, знакомств, скилов и друзей. За целый год у меня было очень много практики — во многом благодаря уникальному преподавательскому составу. Я была приятно удивлена, что меня учат не просто “по учебникам”, а учат “по жизни”. На данный момент я получаю все, чего ожидала: комьюнити, друзья, качественные преподаватели, полнота материалов, дополнительные активности и многое другое».
Артур Максютов
Помимо магистратуры в онлайн-формате, в НИУ ВШЭ есть также гибридное обучение. «Магистранты, живущие и работающие в других регионах России, могут получить полноценное юридическое образование по актуальному направлению подготовки. Так, я живу в Республике Башкортостан, преподаю в местном учебном заведении, а обучаюсь в пермском кампусе ВШЭ, — рассказывает Артур Максютов, студент программы «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности». — Анализируя учебный год, уже не удивляюсь, что диплом Высшей школы экономики является самым востребованным у российских работодателей».
Доступность платного обучения
Поступая в магистратуру, многим хочется обучаться на бюджете и не переживать из-за оплаты. Однако кто-то попадает только на платное место или выбирает программу, где не предусмотрено бюджетных мест. В таких случаях доступен образовательный кредит.
Олеся Якушова
«Я обучаюсь на платной основе, но огромным плюсом является то, что в НИУ ВШЭ есть возможность получения образовательного кредита под 3% годовых. Более того, по результатам портфолио я набрала 90 баллов, за что мне полагалась скидка в размере 15%. Сейчас я плачу около 1000 рублей в месяц за этот кредит. По окончании обучения платеж возрастет, но незначительно», — делится опытом Олеся Якушова, студентка программы «Инвестиции на финансовых рынках».
Никита Митрофанов
Никита Митрофанов, одногруппник Олеси, также воспользовался этой возможностью — оплачивает обучение в Вышке с помощью образовательного кредита. Кстати, поступление в магистратуру стало его подарком себе. «Уже несколько лет я веду блог про финансы и экономику для большой аудитории, — говорит он. — Прошлым летом понял, что нужно расширять знания и экспертизу, чтобы блог развивался вместе со мной. В связи с этими факторами перед своим 29-м днем рождения я захотел подарить себе вторую магистратуру, которую выберу осознанно и полностью по своим предпочтениям и потребностям. Программа ИФР от ВШЭ стала идеальным вариантом».
Обучение за счет средств НИУ ВШЭ
На некоторые образовательные программы магистратуры Вышки большой спрос — бюджетных мест хватает не всем, поэтому вуз выделяет дополнительные бесплатные места за свой счет.
Илья Сергеев
Попасть на такое место смог Илья Сергеев — студент московской Вышки на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». Спустя год обучения его впечатления положительные: «Программа во многом оправдала мои ожидания в плане качества преподавания и доступных возможностей. Преподаватели на программе являются признанными экспертами в своей области и активно участвуют в исследовательской деятельности, что позволяет нам получать самые актуальные и глубокие знания. Кроме того, понравились и учебные проекты. Мы много вместе работали над учебными задачами, что позволяло сразу применять полученные на лекциях знания на практике. Были, конечно, и трудные моменты. Учебная нагрузка и строгие дедлайны иногда требовали прикладывать значительные усилия для поддержания баланса между учебой и личной жизнью, но в целом эти трудности компенсировались интересом к учебе, приобретенными навыками и новыми знакомствами».
Илья дает ценный совет нынешним абитуриентам: «Быть уверенными и настойчивыми в своих силах и аргументах, Приемная комиссия это оценит. И самое главное — не бойтесь задавать вопросы и искать поддержку у преподавателей, нынешних студентов и выпускников программы. Помните, что они тоже заинтересованы в вашем успешном обучении и готовы вам в случае чего помочь».