• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Самаре прошла форсайт-сессия олимпиады «Своими словами»

В самарском филиале Московского городского педагогического университета прошла форсайт-сессия Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Перед студентами и преподавателями вуза выступили представители Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ.

На первой в истории «Своими словами» форсайт-сессии участники работали над заданиями для следующего сезона и обсуждали современные методы школьного образования. Одной из тем лекций экспертов Вышки стала «Функциональная грамотность: от чтения вывески до научного открытия».

Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, председатель методической комиссии «Своими словами»

«К вам приходит осознание собственной грамотности тогда, когда вы в первый раз читаете вывеску на улице. Это осознание грамотности дает ощущение свободы. Понятие “функциональная грамотность” появляется, когда Франция проводит деколонизацию и сталкивается с наплывом эмигрантов. Эти люди столкнулись с непривычными для них нормами общества, и им пришлось привыкать к этим условиям. Соответственно, функциональная грамотность — набор знаний, позволяющих человеку функционировать в том обществе, в котором он оказался».

Организаторы разбили участников по командам, в которых были как студенты, так и преподаватели. Основная цель — разработать концепцию и задание, по которым можно будет написать сочинение. Кому-то пришлось представить себя в Арктике будущего, а кому-то — стать организатором родительского чата поколения альфа.

Ольга Димурина, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №94, пос. Приморский Самарской области

«Мне показалось это очень интересной идеей и захотелось, чтобы мои ученики приняли участие в олимпиаде. Нашему поколению мыслить креативно не совсем приемлемо, а дети — креативщики. Я считаю, что формат заданий “Своими словами” надо внедрять в школы».

Наталья Сальникова, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ «ОЦ», пос. Серноводск Самарской области

«Тема форсайт-сессии, связанная и с функциональной грамотностью, и с олимпиадой, — очень увлекательная. В современных условиях научить детей писать сочинения — большая проблема, потому что существует множество готовых решений и шаблонов в интернете. Несмотря на то что в школе уже преподается функциональная грамотность и я хорошо разбираюсь в этой теме, формат заданий и подход к их выполнению, представленный командой, оказался неожиданным».

По итогам двух дней команда организаторов приняла многое из инсайтов в работу, подвела итоги и начала строить планы на будущее.

Анна Синицкая, соорганизатор форсайт-сессии от самарского филиала МГПУ 

«Ценность формата форсайт-сессии — форсированное, углубленное изучение и теории, и практики, а также создание определенной коммуникативной среды. Смена точек зрения и ролей участников помогает получить намного больше, чем более пассивный формат взаимодействия. Форсайт-сессия спровоцировала слом профессиональных шаблонов. Среди участников были учителя-предметники, у которых произошло изменение привычных профессиональных установок именно благодаря формату. Кроме этого, нам удалось определить специфику образования местной среды (Самарской области) и выделить ключевые проблемные точки образовательного процесса в целом. Чемпионат — та форма деятельности, в которой учителя могут занять метапредметную позицию и улучшить свои профессиональные качества. Уже второй год подряд, принимая участие в организации “Своими словами”, я получаю творческий и интеллектуальный импульс, который позволяет мне узнать много нового на содержательном уровне, увидеть точки роста, понять, что мне нужно изменить в своей работе и на что нужно поменять взгляд».

Фото предоставлены самарским филиалом МГПУ