• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

© iStock

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

— Вы начинаете курс с описания теории как таковой. На чем вы акцентируете внимание слушателей?

Светлана Баньковская

— Мы начнем с краткого введения в эпистемологию — теорию познания. Прежде чем ответить на вопрос, что представляет собой современная социологическая теория, мы должны разобраться, что такое теория как сложное концептуальное образование и как ее понимают социальные ученые. Теория включает в себя по меньшей мере две функции: установление фактов и объяснение их на уровне гипотез и законов.

Теория буквально означает «представление» (понятия «теория» и «театр» однокоренные). Древние противопоставляли теорию как созерцание или представление праксису — обыденной ежедневной деятельности, не производящей ничего нового. В античном мире теории отводили также созидательную и творческую роль, которая закреплялась термином «пойесис». Социальная теория имеет отношение и к фронесису — житейской мудрости, умению отличать добро от зла в конкретной ситуации.

Онлайн-курс посвящен различным аспектам социологической теории: современному социальному конфликту, коммуникации и публичному пространству, экспертной и обыденной природе знания, гиперреальности и радикальной критике социологического мейнстрима.

Таким образом, теория многогранна, это система представлений, идей и принципов. Она в обобщенной форме раскрывает свойства и закономерности определенной области действительности, на основе которых достигается ее объяснение. В научных дискурсах теория — это высшая форма организации научного знания.

— На какие вопросы отвечает социологическая теория?

— На два важных вопроса. Первый задает в названии своей знаменитой работы немецкий философ и социолог Георг Зиммель — «Как возможно общество?». Второй: как возможно знание об обществе? В зависимости от того, как теоретики отвечают на эти вопросы, они дают объяснения различным социальным явлениям, и прежде всего тому факту, что у нас есть представление о большом обществе вне нас и независимо от нас. С этого объяснения и начинается рассмотрение социальной теории.

— Какое место в социологической теории отводится рефлексии, индивидуальной трактовке явлений?

— В ходе лекций мы поговорим о противоборствующих парадигмах — о позитивизме и герменевтике. Позитивисты утверждают единообразие научного метода, будь то естественные или социальные науки. Методологический монизм стремится к эмпирическому знанию, к эксперименту и однозначности выводов. Критерий научного объяснения для позитивиста кроется в причинно-следственных связях явлений: единичный случай может быть объяснен только подведением его под общий закон.

Герменевтика как искусство толкования, выявления скрытого смысла и интерпретации текста стала альтернативой строгому каузальному объяснению. Герменевтический поворот был связан с введением в социальные науки метода Verstehen (понимания), ориентированного на понимание субъективного смысла, наличие которого отличает объект социальных наук («наук о духе») от объекта наук естественных («наук о природе»).

— Как метод Verstehen повлиял на социальные науки?

— Во многом в социальные науки он проник благодаря труду родоначальника немецкой исторической школы И.Г. Дройзена «Очерки историки» (1858 год).  Он утверждал, что, в отличие от опоры на строгую дедукцию, исторический метод основан на понимании. За два века до Дройзена французский философ, мыслитель и естествоиспытатель Рене Декарт противопоставил чистую духовную субстанцию и чистую материю, что послужило основой для классической модели исследований в науках. Здесь чистый разум субъекта, способного мыслить, противопоставлен вещественности и материальности. Так выстроилась элементарная модель научного познания, где рефлексирующий, познающий субъект отражает в своем сознании пассивный природный объект.

С 1 апреля Вышка открывает набор на все очные онлайн-программы магистратуры, с 15 июня — на очные онлайн-программы бакалавриата. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно здесь.

Если говорить о социальных науках, мы должны помнить, что здесь исследовательская ситуация усложняется тем, что и исследователь, и объект исследования обладают одной природой — рефлексивной. Это с неизбежностью превращает процесс исследования во взаимодействие. При этом центральной темой становится действие, которое допускает ситуативность и изменчивость объяснения.

Преобразованная объективность социальных наук достигается за счет глубокого проникновения в детали, историю объекта, в его уникальные характеристики. Рефлексия отношений с субъектом во время исследований и составляет особую природу социальных наук.

— Если социальное знание зависит от толкования, можем ли мы считать его объективным?

— Неокантианский спор о методе можно было бы назвать первым кризисом в развитии социальных наук, который характеризуется переходом от позитивизма к интерпретативистской альтернативе. Как удостоверить объективность, а следовательно, и научность знания, учитывая особенность объекта социальных наук, его интенциональность и рефлексивность? Неокантианцы искали основание объективности не в опыте и эксперименте, а в ценностях, культурных образцах эпохи, в духе времени. Немецкий социолог Никлас Луман, например, считал, что говорить об обществе можно только в обществе.

Если вы не прониклись духом данной эпохи, не постигли характерный для нее здравый смысл, вы не сможете объяснить ни действия людей в этом обществе, ни функционирование его социальных институтов

Социологическая теория выступает как внутренний наблюдатель общества, в котором она участвует. Объект социологии — общество — есть сам себя наблюдающий и описывающий объект. Это взгляд наблюдателя изнутри.

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайте и в социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн».

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ