• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Энергетическая политика для практического применения

Факультатив ВШЭ «Энергетические отрасли России и постсоветского пространства» на английском языке ведет на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ заместитель декана Henley Business School, директор Centre for Euro-Asian Studies The University of Reading, Великобритания, профессор Елена Калюжнова. О своем курсе она рассказывает в интервью стажеру портала.

— Как началось ваше сотрудничество с Высшей школой экономики?

— Заведующий кафедрой энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Валерий Анатольевич Крюков — мой давний коллега и хороший друг. Нас объединяют профессиональные интересы. Он пригласил меня поработать на кафедре, принять участие в проектах сравнительных исследований энергетической отрасли. Я приехала в Москву в ноябре прошлого года, тогда же началась моя научно-исследовательская работа в НИУ ВШЭ. Также у нас возникла идея создания курса по энергетической политике, не имеющего аналогов в Вышке. В Рединском университете я преподаю несколько дисциплин по экономике развивающихся рынков, экономике энергетики студентам-магистрантам, а также занимаюсь с аспирантами, готовящимся получить степень PhD (на моем счету пять защитившихся докторов), и опыт ведения подобных курсов у меня есть. Поэтому я предложила руководству кафедры разработать программу курса на английском языке. Идею поддержали, и с января начались занятия по курсу.

— Для кого предназначен факультатив?

— Занятия посещают студенты магистратуры нескольких факультетов Вышки. Примерно половина из них — иностранцы, изучение курса на английском языке не вызывает у них затруднений. Для многих студентов, вовлеченных в международный образовательный процесс, курс входит в число кредитов и учитывается при получении диплома международного образца.

— Какова основная цель изучения курса?

— Главная задача, которую я ставлю перед собой — дать студентам общее понятие об энергетической политике, ее взаимосвязи с другими отраслями экономики, закономерностях, действующих в отрасли. Я не вижу смысла пересказывать сухие статистические данные. Гораздо важнее, на мой взгляд, дать студентам возможность овладеть инструментами формирования этой политики. Вероятно, завтра именно от них будет зависеть развитие отрасли в стране, и они должны будут отдавать себе отчет, какие последствия может иметь то или иное решение. Поэтому каждую тему мы рассматриваем, основываясь на реальных кейсах из опыта разных стран мира. Чтобы оценить, как студенты овладели материалом, зачет будет проводиться в форме деловой игры. Группы студентов окажутся в заданных условиях вымышленного государства и должны будут конкурировать за тендер на освоение нефтяного месторождения.

— Какой опыт вынесут студенты из такой игры?

— Задача вуза — не только вооружить студента знаниями, но и сделать его конкурентоспособным специалистом. К сожалению, выпускник вуза, вчерашний мальчик-отличник, может быть замечательным профессионалом в своей сфере, но не владеть навыками командной игры, не уметь выстраивать общение, грамотно позиционировать себя и свою команду. Деловая игра учит этому. Подобный опыт стоит того, чтобы включить и в свое резюме — он может стать той «изюминкой», которая привлечет работодателя и покажет, что вы обладаете лидерскими качествами и можете быть полезным в коллективе. Кроме того, выигрыш такого учебного тендера и, как результат, отличная оценка, станет подтверждением высокой компетентности молодого специалиста.

 

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ