АВРЭМ: аутсайдеры будут тянуться за лидерами
Лариса Миэринь, председатель комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области прикладной экономики Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ):
— На заседании нашей комиссии обсуждался вопрос о том, как необходимо готовить бакалавра экономики, какого специалиста мы хотим в итоге получить. В частности, мы попытались проанализировать теоретические и прикладные дисциплины и понять, какую роль они играют в подготовке бакалавров.
На заседаниях всех трех комиссий — по экономической теории, прикладной экономике, менеджменту — так или иначе, говорилось о необходимости фундаментальной подготовки экономиста. Она возможна благодаря тому, что у нас есть ядро теоретических дисциплин и «надстройка» — дисциплины прикладные. Мы с коллегами из комиссии по экономической теории подняли такой вопрос: эконометрика — это теоретическая дисциплина? А институциональная экономика?
Я считаю, что да, обе они теоретические. А наши специалисты по экономической теории говорят: нет, прикладные. В результате мы пришли к выводу, что в преподавании любой дисциплины есть составляющие концептуальные и инструментальные. Имеет смысл говорить не о разделении дисциплин, но о выделении двух типов компетенций экономиста: когнитивных, то есть связанных с овладением теорией, и функциональных, связанных с освоением инструментального аппарата.
— Какие выступления показались вам наиболее интересными?
— Безусловно, очень интересные идеи были предложены на заседании нашей комиссии ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Он предложил проанализировать экономическое образование в различных регионах России, посмотреть, как учат экономистов в отраслевых вузах, какие дисциплины преподают. Это глобальная задача. Обсудив полученные результаты, будет проще понять ситуацию и определить ту планку, которую мы бы хотели задать для профессионального сообщества.
— Какие ближайшие задачи стоят перед вашей комиссией?
— Определить, что такое макро-компетенции бакалавра экономики, какие дисциплины их образуют, какой инструментарий связан с той или иной компетенцией.
— Вы также приняли участие в заседании комиссии по менеджменту…
— Да. Один из вопросов был посвящен тому, кто такой менеджер и чем он отличается от экономиста. Я была уверена, что специалисты по менеджменту наверняка имеют общее представление о границах своей дисциплины. Есть ведь очевидное, на мой взгляд, определение: менеджер — тот, кто руководит людьми. Но оказалось, что у коллег есть и другие мнения на этот счет. Поэтому мне представляется, что уже постановка проблемы и определение проблемного поля — большой объем работы для нашей ассоциации.
Сергей Мясоедов, председатель комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области менеджмента АВРЭМ:
— В нашей комиссии собрались люди мотивированные, заинтересованные и разбирающиеся в предмете. Они сразу решили поставить вопрос, что нам нужно сделать, чтобы предметная область менеджмента «обрела высокое звучание», — ведь зачастую быть выпускником физико-технического вуза более почетно, чем выпускником программы по менеджменту, которые открывают все кому не лень. В стране готовят огромное количество менеджеров, и никто не понимает, чем их образование отличается от образования в других традиционных гуманитарных областях — экономики, права…
Мы должны найти точку отсчета для своей дисциплины, и первые шаги уже сделаны. Решено рассмотреть и проанализировать программы подготовки ряда ведущих вузов, сравнить их с федеральными государственными образовательными стандартами. На этой основе мы сможем сформировать некую единую базу оценки качества образовательных программ в области менеджмента.
— Каким образом АВРЭМ сможет решать проблемы, стоящие перед управленческим образованием?
— Несмотря на принятие новых стандартов, проблем, связанных с качеством преподавания управленческих и экономических дисциплин, достаточно. Нужно выйти на единое понимание того, что стоит за строчками действующих стандартов, тем более что представление о международных стандартах пока существует не во всех вузах. Естественно, ведущие эксперты должны собираться и обсуждать эти проблемы. Оценка профессионального сообщества в большинстве стран мира ставится во главу угла. Теперь она должна занять свое место и у нас.
Соответственно, на мой взгляд, ассоциация должна, прежде всего, определить рамки отдельных предметных профилей и направлений в целом, а затем заняться формированием современной гибкой системы оценки качества. Такая система должна быть прозрачной, широко обсуждаться нашим обществом, опираться на оценку ведущих работодателей и учитывать ведущие тенденции развития рынков. После того, как будет создана первая группа стандартов оценки, АВРЭМ должна начать сравнивать наши стандарты со стандартами мировых университетов и налаживать международное сотрудничество. Время замкнутой экономики безвозвратно ушло. Как осетрина бывает лишь одной свежести, так и критерий качества есть только один — стандарт мирового рынка. И если наши выпускники смогут на мировой рынок выйти — значит, наши критерии качества правильны.
— Какие инструменты могут позволить ассоциации сделать свою оценку значимой для сообщества и реально работающей?
— Рынок четко делит сильные и слабые программы по ценовому показателю. То же происходит при поступлении на бюджетные отделения: механизм ЕГЭ при всех его несовершенствах является социальным лифтом для выпускников школ из регионов. В результате уже сейчас на лучшие программы, как правило, идут лучшие абитуриенты. Если создать понятную всем, прозрачную для общества и признанную систему оценки качества, клиент окончательно проголосует ногами. Аутсайдеры будут тянуться за лидерами.
— Вы являетесь президентом Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), которая еще в 1990-х годах разработала требования к программам МВА. Возможно ли взаимодействие двух ассоциаций? Удастся ли использовать ее опыт в работе АВРЭМ?
— Я считаю, что чем больше существующие серьезные профессиональные ассоциации будут взаимодействовать, тем лучше.
Год назад РАБО при поддержке ведущих деловых объединений России создала специальный консорциум по оценке качества бизнес-образования — МВА, DBA, всевозможных тренингов. Мы поняли, что без постоянного взаимодействия с заказчиком мы не сможем создать релевантную систему образования, которая даст менеджеров, необходимых рынку. Такое понимание необходимо и для АВРЭМ. Мы с коллегами уже обсуждали идею взаимодействия между нашей комиссией АВРЭМ и Ассоциацией менеджеров России. Думаю, это будет полезный разговор.
— Как, на ваш взгляд, работа АВРЭМ может быть организована в дальнейшем?
— Мы должны дать возможность высказаться представителям любых вузов, но ориентироваться на лидеров, на те вузы, куда поступают абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ, где самые дорогие платные программы. Аутсайдеры должны тянуться за ними. Иначе мы растворимся в дискуссиях.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ