Эксклюзивные лекции и скоростные трамваи
C 10 по 15 декабря в Варшавском университете проходила сессия Международной школы по гуманитаристике для участников из стран Восточной и Центральной Европы. Эту Школу организует Центр изучения античной традиции в Польше и Восточной и Центральной Европе (OBTA) при Варшавском университете.
По приглашению директора ОВТА профессора Ежи Аксера зимнюю сессию по теме "Классика и классики в социальных и гуманитарных науках и искусстве" провели сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ. Лекции читали директор ИГИТИ, ординарный профессор ГУ-ВШЭ Ирина Савельева, профессор Андрей Полетаев, профессор Александр Каменский, ведущий научный сотрудник ИГИТИ Михаил Андреев, старшие научные сотрудники ИГИТИ Юлия Иванова, Виктор Вахштайн*, Борис Степанов, Наталья Самутина.
Людмила Мезенцева |
— Ребята, как вы попали на сессию?
Наиль: — О том, что будет проводиться сессия, мы знали еще весной. Отправили заявки с описаниями своих исследовательских проектов, а руководство Центра отобрало тех студентов, чьи темы наиболее близки к данной сессии. Например, я разрабатываю проект, связанный с социологией и живописью. Лекция Михаила Андреева о ренессансе и лекция Юлии Ивановой, посвященная стратегиям работы итальянских гуманистов с античными текстами, непосредственно связаны с одним из аспектов предмета моего исследования.
Наталия: — Мы с Дашей в данный момент проводим совместное исследование в перспективе социологии вещей. В нем мы обращаемся, в основном, к современным теориям, поэтому тема классики и классиков нас интересовала с методической точки зрения. Это возможность разобраться с тем, как работать с идеями классиков науки, часто находящимися в основе современных концепций.
Людмила: — Я специально разработала тему для участия в сессии - "Античные образы в советском кинематографе 1930-х годов". В итоге получился серьезный проект. Кстати, все лекции читались в первый раз, можно сказать, они эксклюзивные.
— Лекции были какие-то особенные?
Наиль: — В совокупности все лекции составили полноценный курс по классике. Хотя тематика лекций сильно различалась, все они обращались к набору ключевых вопросов, связанных с понятием классики и способам обращения к ней. Например, лекция Виктора Вахштайна* была посвящена "неудобным" классикам, таким как социолог Ирвинг Гофман. В лекции речь шла о том, как можно трактовать классику социологии с точки зрения самой социологии. Такой подход является самостоятельным методом исследования классики в науке.
Людмила: — Очень интересно было послушать Наталью Самутину. Она рассказывала о понятиях классики и культа в кино. Культовое кино возникает стихийно - у фильма появляются страстные поклонники, которые постоянно смотрят его, "вживаются", "играют" в кино, покупают футболки, саундтреки, шьют костюмы, организуют фестивали. Мы говорили о фильме "Касабланка". Фильм давно разобран на цитаты и музыкальные фрагменты. В этом, по словам Натальи Владимировны, и заключается культовость. Кстати, в Варшаве есть кафе "Касабланка".
— Сходили?
Людмила: — Да. На вывеске написано "Rick's Cafe", внутри висят постеры, а каждая страница меню проиллюстрирована разными кадрами из фильма. Впечатляет.
— А что еще видели в городе?
Людмила: — У нас не было специальной культурной программы. Что-то в городе нам показала Анна Борисенкова - выпускница МВШСЭН, а сейчас аспирантка ГУ-ВШЭ, которая в это же время стажировалась в Варшавском университете по программе "Межфакультетское индивидуальное гуманитарное образование". Мы сходили на выставку. А еще координатор Школы - Анна Павловская - пригласила нас на концерт в Варшавском Центре современного искусства.
— Что это был за концерт?
Наиль: — Концерт современной академической музыки. Это было нечто большее, чем концерт, ближе к перформансу, когда играет роль не только музыка, но и театральная составляющая. Звуки извлекались из классических музыкальных инструментов, но необычным способом. Например, из тромбона раздавались звуки летящего вертолета или автоматной очереди.
— А на какую выставку ходили?
Наталия: — Мы ходили в музей в Варшавском Королевском замке на выставку, которая была посвящена развитию немецкого искусства со времен Мартина Лютера и до Баухауза. С юга Германии привезли не только картины, но и музыкальные инструменты, технику того времени, некоторые предметы быта. Довольно большая коллекция.
— Где вы жили? Далеко ли от того места, где проходили занятия?
Наиль: — Мы жили в гостинице в 20 минутах ходьбы от университетской библиотеки, где проходили занятия. Рядом собор, недалеко река Висла.
— Вы ходили пешком?
Даша: — Старались, во всяком случае. Старую часть Варшавы можно обойти пешком где-то за полтора часа. В Варшаве есть метро, но только одна ветка. В основном, как нам показалось, люди пользуются трамваями.
Людмила: — Они там меньше московских по размеру, но очень скоростные. Такое ощущение, что водители немного выпили и лихачат.
— Что необычного есть в Варшавском университете?
Людмила: — Очень необычная библиотека. Вернее, целый комплекс: библиотека занимает верхние этажи. На минус первом и нулевом этажах есть кафе, рестораны, боулинг, книжные магазины, на крыше - зимний сад, оранжерея. Можно и позаниматься, и развлечься. Вообще возникает такое ощущение, что дороги от всех корпусов университета ведут к этому комплексу. Кстати, университетский кампус - это несколько кварталов, находящихся рядом со Старым городом, почти в самом центре Варшавы.
— В самой библиотеке были?
Людмила: — Да. Там огромный библиотечный фонд, в котором много современной литературы по социальным и гуманитарным дисциплинам не только на польском языке, но и на английском и на русском.
— Еще раз хотите поехать?
Наталия: — Да, конечно. Кроме регулярных сессий Школы в Варшавском университете есть разные программы стажировок для студентов и аспирантов, есть интенсивные курсы польского языка. Такие поездки не только очень интересны, но и очень полезны для учебы и научной работы.
Анфиса Кудрявцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Иванова Юлия Викторовна
Савельева Ирина Максимовна
Степанов Борис Евгеньевич
Фархатдинов Наиль Галимханович