В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере
В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.
— Евгений Алексеевич, в чем заключается основная идея новой программы? Как она возникла?
— Основная идея в том, чтобы, во-первых, объединить в одной программе профпереподготовки образование, медиа и социальную сферу, во-вторых, рассмотреть каждый из этих трех блоков через призму управления инновациями. В этом плане инновации для нас — это одновременно и сквозная, объединяющая тема программы, и своего рода триггер для тех, кто планирует свою деятельность в указанных сферах.
На первый взгляд может показаться, что объединение столь разных блоков в одной программе — всего лишь теоретическое построение, дань моде на междисциплинарность. Но это не так. Междисциплинарность — всего лишь отличительная особенность программы, при этом речь идет не просто о пересечении указанных областей, а о появлении на этом пересечении новых возможностей для бизнеса, которые требуют новых подходов, новых знаний, новых людей.
Сама же программа появилась в ответ на практические запросы наших потенциальных слушателей. На кафедре менеджмента инноваций НИУ ВШЭ представлены разные программы, к нам приходят люди из разных сфер с разными запросами, в том числе объединенные необходимостью смены акцентов и ракурсов в своей профессиональной деятельности. Среди них все чаще встречаются те, кому необходима именно такая программа, а в других вузах, насколько мне известно, аналогов на сегодняшний день нет.
— Приведите примеры практических запросов потенциальных слушателей.
— Самый характерный пример — необходимость получения новых компетенций для работы на стыке образования и медиа. Если образовательный проект сегодня не представлен в медиапространстве, то его как бы не существует. Поэтому менеджер, взявшийся за реализацию инновационного проекта, скажем, в сфере EdTech, должен просчитывать возможности его медийного сопровождения, представления в СМИ, в социальных сетях и так далее.
Может быть и так, что человек планирует приступить к реализации образовательного проекта в масштабах муниципалитета, региона или страны и ему, помимо медиаэффекта, необходимо просчитать его социальный эффект, роль и место в социальном развитии территории. Это тоже важный аспект, который интересует наших потенциальных слушателей.
— Как построена образовательная программа? Как идея рассмотрения каждого из трех блоков через призму инноваций реализована в учебном плане?
— В основе программы — четыре тематических модуля: «Инновации в образовании», «Инновации в медиа», «Инновации в социальной сфере» и «Управление инновациями».
Модуль «Инновации в образовании» подразумевает изучение инновационных подходов в управлении образованием и в преподавании, трендов EdTech, особенностей маркетинга образовательных услуг. Также планируется рассмотрение кейсов образовательных организаций, и здесь мы планируем опереться на опыт Института образования НИУ ВШЭ, где на базе магистерской программы «Управление в высшем образовании» (руководитель программы — Кирилл Зиньковский) разработана и внедрена методика подготовки кейсов по образовательным организациям.
Второй модуль — «Инновации в медиа». Здесь слушатели будут изучать устройство и тенденции развития современных медиа, выбор и использование медиаинструментов под задачи инновационного проекта, разработку и продвижение инновационных медиапродуктов, развитие медиапроекта.
Третий модуль — «Инновации в социальной сфере», в рамках которого предусмотрено изучение тенденций развития, экосистемы, отраслевых особенностей социальных инноваций, а также форм и инструментов поддержки инноваций в социальной сфере.
И наконец, четвертый модуль — «Управление инновациями». Образно говоря, это «сборочный цех», где слушатели работают в том числе с материалом трех предыдущих модулей. Они также узнают об основных понятиях и современных трендах инноваций, о современных технологиях и работе с будущим, о бизнес-моделях, об основах маркетинга инноваций. В рамках данного модуля планируется рассмотреть различные аспекты управления инновационными проектами, особенности их экономики, финансов и правового сопровождения.
— В чем практическая ценность программы для потенциальных слушателей? И как вы планируете обеспечить связь теории с практикой?
— Высшая школа экономики — университет для жизни, так что в основу обучения на нашей программе положен принцип прикладной значимости результатов программы для каждого слушателя.
Мы рассчитываем, что, поступая на программу, слушатель планирует с нашей помощью решить ту или иную профессиональную задачу, в том числе в виде реализации самостоятельного проекта. В самом начале программы предусмотрена экспертная сессия, где формируются проектные команды слушателей. Каждый из четырех модулей завершается рефлексивным семинаром, а программа в целом — защитой выпускной квалификационной работы в виде группового или индивидуального прикладного проекта.
В этом и заключается связь теории с практикой. Наши выпускники получат не просто знания, но и навыки по разработке содержания и сборке проекта, его инновационной огранке, эффективному управлению, продвижению и коммерциализации.
— Кто будет всему этому учить? Расскажите о преподавателях программы.
— Мы пригласили лучших специалистов в своих областях, обладающих большим практическим опытом и связями в профессиональном сообществе.
Образовательный блок ведет Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства, доцент Института образования НИУ ВШЭ. Она является участником и организатором масштабных образовательных проектов.
Преподаватель блока медиа — Глеб Черкасов, заведующий Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ, российский журналист и медиаменеджер, известный своими публикациями, например, в «Коммерсанте».
За блок «Инновации в социальной сфере» отвечает Владимир Вайнер, заведующий Центром инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ. Он одновременно является специалистом в сфере медиа, обладателем премии «Медиаменеджер России» за продвижение социального предпринимательства.
Занятия, посвященные управлению инновациями, будут вести преподаватели нашей кафедры, в том числе Дмитрий Огнев, директор по развитию бизнеса ТЕКОРА, Тимофей Головин, партнер, директор по корпоративным сервисам Winno, генеральный директор NUMA Invest, и другие преподаватели-практики.
— Программа профпереподготовки подразумевает получение новой квалификации, новой профессии. Кого вы будете готовить?
— Направления подготовки, в рамках которых реализуется наша программа, — «Инноватика» и «Менеджмент». Она разработана с учетом оригинального образовательного стандарта НИУ ВШЭ магистерского уровня по направлению «Инноватика». Так что наши выпускники — это инноваторы, руководители проектов и программ в сфере образования, медиа и социальной сфере, обладающие системными знаниями на стыке нескольких актуальных областей.
Но все же применительно к нашей программе я бы не стал говорить о получении профессии в привычном понимании этого слова. На современном рынке труда востребованы не столько профессии, сколько люди, умеющие решать конкретные, зачастую плохо формализуемые задачи, при этом умеющие также эти задачи сами и ставить. Чтобы руководить образовательной сменой на молодежном форуме, образовательным или социальным стартапом, школьным медиацентром или центром социальной поддержки, необходим широкий спектр компетенций в разных областях. Фактически речь идет о новой социальной роли, которую предстоит освоить нашим слушателям.
— Вы упомянули проекты разного масштаба — от школьного медиацентра до регионального образовательного проекта с социальным эффектом. Как объединить авторов таких проектов в рамках одной образовательной программы?
— В основе программы лежит индивидуальный подход. У нас не массмаркет, а скорее бутик, но бутик технологизированный. Мы планируем набрать 15–20 человек, чтобы была возможность индивидуального подхода к каждому. Так что интересы, возможности и потребности всех слушателей будут учтены.
Важно, что мы рассматриваем программу не просто как обучение, а как среду, площадку, где люди инициируют и разрабатывают свои проекты, общаются друг с другом, упаковывают свой проект для дальнейшего продвижения и развития, видят, как коллеги тоже пробуют нечто новое, неизвестное, и перенимают их опыт.
— На кого рассчитана программа? Какими стартовыми знаниями, навыками должен обладать ваш слушатель?
— Жестких ограничений нет, единственное формальное требование — наличие высшего образования.
Мы ждем на программу как тех, кто сталкивается с чем-то новым для себя в образовании, медиа и социальной сфере, так и тех, кто считает, что достиг предела в своем профессиональном развитии, и хочет сменить сферу деятельности, попробовать себя в инновационном проекте, связанном с образованием, медиа и социальной сферой. Тех, кто не готов тратить два года на учебу в магистратуре и предпочитает более компактную профпереподготовку (наша программа рассчитана на 4 месяца) для адаптации под новые реалии и задачи.
Наши потенциальные слушатели — те, кто уже является или планирует стать руководителем проекта в образовании, медиа и социальной сфере, кто готов ломать шаблоны и стереотипы, внедрять инновации и объединять людей для достижения поставленных целей.
— Ваши слушатели — это работающие люди. Сколько часов нужно будет проводить в аудитории?
— Общая продолжительность программы — 570 академических часов, в том числе 120 аудиторных часов. Это немного, так что отрыва от работы не потребуется.
Программа будет гибридной, то есть предусмотрено сочетание дистанционного обучения и очных сессий. Окончательно формат будет определен уже осенью в зависимости от состава слушателей. Если это будут в основном жители Москвы и ближнего Подмосковья, то очных занятий с присутствием в аудитории будет больше, а если жители регионов, то преобладающим форматом будет онлайн.
Вайнер Владимир Леонидович
Головин Тимофей Юрьевич