«Продакт-менеджер делает мир вокруг нас удобнее»
В 2021 году свой первый набор проведет новая магистерская программа «Управление цифровым продуктом» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ совместно с Нетологией. Образовательный трек программы будет совмещать в себе фундаментальные знания и практику с реальными задачами от экспертов из индустрии. Что такое цифровой продукт, какие задачи решает продакт-менеджер и какие компетенции будут формироваться у студентов в процессе обучения, рассказал академический руководитель программы Павел Волощук.
О том, кто такой продакт
Нас с вами окружают цифровые продукты. Мы ими пользуемся постоянно, они вокруг нас: в смартфонах, в управлении транспортом, климатом. Мы работаем с ними в офисе или когда просим счет у официанта и так далее. Но всеми этими цифровыми продуктами кто-то управляет. Такой человек со специально выделенной ролью на профессиональном языке называется продактом или менеджером продукта.
На рынке сегодня нет единого стандарта того, кто такой продакт, какими компетенциями он должен обладать, чем занимается. Мы проводили исследование перед тем, как предложить рынку эту программу, и увидели две крайности. Первая: это человек, у которого очень крепкие ноги, то есть он быстро бегает и всех подгоняет, ходит по совещаниям, где отстаивает интересы своей команды, своего продукта и передает информацию. Иными словами, есть шестеренки, которые выполняют очень важные функции, а есть те, которые просто передают движение дальше. Вот он — такая шестеренка, которая передает информацию.
И вторая крайность: продакт-менеджер — это эксперт очень высокого уровня, который разбирается во всех нюансах, связанных с продуктом. К ним относятся выявление потребностей клиента, быстрая и дешевая проверка продуктовых гипотез, управление разработкой, организация продаж и маркетинга, работа с инвесторами, написание хороших продающих текстов и еще куча других вещей про метрики, данные, аналитику и др. И продакт должен обладать ими на достаточном уровне, чтобы поддерживать коммуникацию и работу всех функций вокруг продукта.
На рынке есть компании, в которых продакт выполняет эти функции. Мы хотели бы, чтобы рынок двигался именно в эту сторону.
Наша глобальная цель, чтобы на рынке появились люди, которые обладают всеми необходимыми компетенциями и являются уникальными экспертами, способными на глубоком уровне работать со своим продуктом и создавать ценность для пользователей
О проектном подходе и формате
«Управление цифровым продуктом» будет полностью реализовываться в онлайне, но при этом форма обучения — очная. Получается, что наша МП, как и все очные программы, классическая, открывается в сентябре, с необходимым объемом экзаменов и т.д. Но тем не менее человек сможет учиться на ней, находясь в другом городе или другой стране, а на выходе он получит диплом очной магистратуры Высшей школы экономики.
Магистерская программа будет формировать все вышеперечисленные мною компетенции. Плюс, конечно, софт-скилс: навыки, которые позволяют управлять собой, эффективно взаимодействовать с другими, работать со стейкхолдерами и в команде, управлять проектами.
И самое главное — мы не просто разрозненно даем эти навыки, начиная от основ веб-программирования и заканчивая хорошим копирайтом, мы их встраиваем в проектную работу. Студенты приходят к нам в сентябре и сразу начинают делать свой первый продукт. Мы обучаем их управлению проектами — они используют эти практики, мы даем быстрое тестирование гипотез, клиентские исследования — они сразу проводят их сами. Мы проходим с ними все на практике, причем несколько раз. Потому что, когда есть временной лаг между теорией и практикой, это создает проблему с формированием компетенций.
Об этапах создания продукта и дисциплинах МП
На входе мы будем преподавать нашим студентам адаптационные дисциплины, например, программирование для менеджеров или менеджмент — для программистов.
Далее есть базовые функции, без которых нельзя сделать хороший продукт, на них и будет строиться структура программы. Первое, с чего обычно начинается продукт, — это формулирование гипотез. Поэтому наша первая дисциплина о том, как исследовать клиентов, генерировать гипотезы и проверять их быстро.
Вторым этапом они будут изучать управление проектами (Waterfall и Agile). У слушателей начнется первый проектный семинар, где они поделятся на команды и будут работать над созданием продукта в командах, управляя проектом по одной из методологий.
У нас будут разные дисциплины: Python, управление разработкой, основы маркетинга, продуктовые метрики, визуализация данных, копирайт, программирование без кода и много-много других.
Вариативность при этом предполагается маленькая: всего 3-4 дисциплины останутся «за бортом» для каждого слушателя. Это связано с тем, что перед запуском программы мы проводили исследования, и выяснили, что для наших слушателей важно, чтобы у них была потенциальная возможность посетить все. Момент, когда надо сделать выбор, для них очень болезненный, так как они хотят максимизировать ту ценность, которую дает программа. Поэтому мы постарались сделать так, чтобы у них не возникало ощущения, что они потеряли какой-то большой пласт обучения.
«Мягким навыкам» будет посвящена отдельная серия семинаров с экспертами, которая продлится два года обучения. Мы подобрали их так, чтобы они соответствовали этапу, на котором находятся студенты. Ведь когда ты только пришел на программу, важно, чтобы ты научился больше разбираться в себе, понял, как ты управляешь собой, какие у тебя бывают эмоции, как с ними правильно жить, к чему ты склонен, как ты смотришь на других. Затем, когда ты начинаешь работать в команде, становится важно научиться давать обратную связь, реагировать на нее, строить работу в команде. Когда ты заканчиваешь свой первый продуктовый проект (это будет конец второго модуля), тебе важно больше знать об управлении изменениями, работе со стейкхолдерами, потому что надо этот проект продавать.
О преподавательском составе
Большая часть преподавательского состава — это практики, работающие в бизнесе. Есть только несколько базовых дисциплин, которые относятся к информатике, и они нужны для того, чтобы на них опереться. Потому что, например, сложно обучить основам программирования, если студент ничего не знает об аналитике и работе с данными. Эта экспертиза традиционно сильная в университете, и тут нам не надо привлекать человека из бизнеса. А все остальные прикладные дисциплины будут вести практики.
Я, академический руководитель программы, сам до 2019 года в университете не работал: занимался консалтингом, трудился в Сбере. Поэтому и в команду преподавателей мы тоже берем экспертов с рынка. Например, Сергей Артюхов — лидер кластера в SberWorks. Или Никита Наумов — основатель Академии #безкода, одного из ведущих провайдеров на рынке. Еще у нас, например, будет Сергей Калугин — один из руководителей Координационного центра Правительства РФ.
Об идеальном абитуриенте
Хорошо, когда абитуриент разбирается в предметной области, которая входит в одну из компетенций, которые я перечислил. Это то, что сделает его путь легче, это преимущество с точки зрения легкости в будущей учебе и работе.
Но если раньше он занимался чем-то совсем другим, то на первый план выходят личные способности: желание и умение учиться, готовность инвестировать много труда. Ведь часто, когда люди видят, что это дистанционная магистратура, им кажется, что это что-то более легкое. Но она, еще раз делаю акцент, очная по форме — и нагрузка будет такой же или даже большей.
Поэтому я бы сказал, что главное — это хорошие способности и желание стать продактом, делать крутые продукты, управлять ими и делать мир удобнее и лучше
Это очень пафосно звучит, но так оно и есть. Потому что в чем главный смысл работы продакт-менеджера? Он делает мир вокруг нас удобнее. Мир двигают вперед те, кто управляет продуктами. Они создают ценность для нас с вами.
Самое главное, что нужно знать абитуриентам о программе «Управление цифровым продуктом»: мы хотели бы, чтобы студенты в безопасной среде прошли через тот путь, через который прошли все успешные продакты. Когда они появились, на рынке не было высшего образования в этой сфере — они учились сами через ошибки, негативный опыт, неприятную обратную связь от руководителей, коллег и пользователей, и обычно это был путь пота, крови и слез.
Мы бы хотели, чтобы студенты получили возможность, которой не было у нас: чтобы они смогли стать успешными, крутыми, востребованными, высокооплачиваемыми экспертами без этой травмы, которую получили в свое время мы. И я, как представитель индустрии, и индустрия в целом, хотели бы просто дать ребятам возможность начать свой профессиональный трек более цивилизованным способом, все попробовать в безопасной среде, не рискуя ни карьерой, ни репутацией, ни удобством пользователей.
Волощук Павел Владимирович