Фундаментальный анализ и 62 миллиарда долларов
До 6 октября продолжается набор слушателей на обучение по программе профессиональной переподготовки специалистов «Финансовый рынок», которую впервые открывает Фондовый центр Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. О том, чем уникальна эта программа и для кого она предназначена, рассказывает заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций Николай Берзон.
— Николай Иосифович, что представляет собой Фондовый центр?
— Это структурное подразделение Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, работающее с апреля 2007 года.
Фондовый центр был создан для того, чтобы повышать квалификацию специалистов фондового рынка и принимать у них квалификационные экзамены: наш университет, не первый год готовящий кадры для работы на фондовом рынке, получил от Федеральной службы по финансовым рынкам право на организацию экзаменов, по результатам которых выдаются ее сертификаты. При этом обучение у нас вовсе не является условием допуска к экзамену — его можно сдать, подготовившись самостоятельно. За 1,5 года обучение в Фондовом центре прошли 164 человека, экзамены сдавали 275 человек, из них 82 — около 30% — сдали. Это хороший показатель, подтверждающий, что мы даем достойную подготовку и не сводим обучение к «натаскиванию» (в других центрах такие экзамены обычно сдают около 20% желающих).
Кроме того, Фондовой центр ведет корпоративные семинары, которые заказывают такие инвестиционные компании, как «Атон-менеджмент», «Тройка Диалог» и другие, для повышения квалификации своих сотрудников.
За время работы мы поняли, что многие люди стремятся получить более системные знания о фондовом рынке. Имея техническое или другое непрофильное образование, они уже начали работать в банке или инвестиционной компании, и им необходимо переквалифицироваться.
— Такие еще остались? Считается, что «технари» в массовом порядке переучивались на финансистов в начале 1990-х годов.
— Таких людей очень много. На финансовый рынок и сегодня приходят математики, физики и другие специалисты. У них хорошо работает голова, они способны переучиться. Для них мы и решили открыть программу профпереподготовки «Финансовый рынок». Она рассчитана на один учебный год (500 академических часов) и завершается выдачей государственного документа о профпереподготовке. Занятия проводятся по вечерам три раза в неделю и по субботам, что очень удобно для работающих людей.
— В Вышке есть и другие программы подготовки специалистов по фондовому рынку. В чем отличия?
— На кафедре фондового рынка и рынка инвестиций есть две магистерские программы — академическая и прикладная. Но обучение в магистратуре рассчитано на два года, и главное там — научная работа: участие в научных семинарах, написание и защита магистерской диссертации.
А программа профпереподготовки — сугубо прикладная. Здесь нет высоких теорий. И если мы читаем «Финансовую экономику», то в ней, конечно, есть элементы микро- и макро-, но они адаптированы к проблемам финансового рынка. В основном же курсы носят прикладной характер, чтобы слушатели могли понять, как работает рынок, какие там есть проблемы, какие финансовые инструменты применяются.
— В Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ есть еще программы МВА.
— МВА, посвященной именно финансовому рынку, у нас нет. А программа МВА «Финансы» (есть две ее разновидности — для реального сектора и для банков) готовит топ-менеджеров, которые должны знать всего понемногу, чтобы говорить со своими сотрудниками на одном языке и давать им правильные указания. Там, конечно, изучаются курсы «Финансовый рынок» и «Ценные бумаги», но они не столь глубокие, как на программе профпереподготовки, где мы готовим не менеджеров, а специалистов.
— Есть ли аналогичные программы в других вузах или учебных центрах?
— О таких примерах я не знаю. Программы с похожими названиями рассчитаны на другие целевые аудитории — например, в одном вузе есть программа переподготовки «Финансовый директор», рассчитанная на финансовых директоров компаний, в другом — «Финансовый менеджмент», рассчитанная на руководителей предприятий. У нас другая целевая аудитория, а значит — другое содержание.
— Что необходимо для поступления? Есть какие-либо формальные критерии и требования к стартовому уровню слушателей?
— Никаких особых требований нет — необходимо только наличие высшего образования, и в этом еще одно отличие профпереподготовки от тех же программ МВА, где от слушателей требуется опыт работы и общие представления о бизнесе, проверяемые на собеседовании, а также — от магистерских программ, где нужно сдавать очень серьезные вступительные испытания.
Мы считаем, что у людей, которые выбирают программу профпереподготовки, единственный стимул учиться — это их собственная мотивация. Мы никого заниматься не заставляем. При этом есть система контроля, и если человек «не тянет», мы его отчисляем.
— Но все-таки опыт работы по специальности желателен? Не получится ли так, что к вам придут и те, кто уже знаком с фондовым рынком, и те, кто только мечтает туда попасть?
— Наши преподаватели привыкли работать в аудиториях, где за одной партой с профессионалом фондового рынка, у которого пятилетний опыт работы, сидит человек, который работает на этом рынке только три месяца. Мы научились находить компромисс, чтобы на занятиях было интересно и тому, и другому. Уверен, что по этой программе будут учиться и те люди, которые уже работают в финансовой сфере, и те, кто в данный момент работает в другой сфере, но хотел бы сменить род занятий. Ведь и по магистерским программам на нашей кафедре обучаются выпускники и институтов финансового профиля, и, скажем, Физтеха.
— Что представляет собой выпускная работа?
— Она опять же кардинально отличается от магистерской диссертации. Это не научное исследование. Наш слушатель должен выбрать тему, отражающую сферу его интересов, и написать работу, основываясь на примерах из практики российского рынка. Уверен, у нас появятся работы, в которых слушатели разработают новые технические индикаторы, позволяющие проводить эффективные операции на фондовом рынке. Наверняка появятся работы, посвященные новым механическим торговым системам (это компьютерные программы, созданные на основе анализа предыстории рынка, с помощью которых можно принимать решения). Это очень популярный инструмент, он получает распространение во всем мире, но мы, конечно же, будем объяснять нашим слушателям очевидную истину: выстроив механическую торговую систему на анализе материала предшествующих трех лет, нельзя быть уверенным в том, что в последующие годы рынки будут вести себя точно так же. Все равно нужно будет проводить мониторинг работы системы и оперативно вносить туда изменения.
— В чем особенности содержания курсов, которые предлагаются на программе профпереподготовки?
— Мы постарались сделать все курсы ориентированными на практику, чтобы материал потом пригодился человеку в его повседневной работе. И хотя в каждом из 18 курсов есть теоретический компонент, основное — это реальная жизнь, разбор кейсов, примеров поведения инвесторов на фондовом рынке. Мы будем приводить примеры работы инвестора на российском рынке, потому что наш рынок значительно отличается от рынков западных стран. Учить по американским учебникам в данном случае просто бессмысленно. Конечно, нужно знать некоторые красивые концепции, за которые люди получали Нобелевские премии, но одновременно понимать, что в силу специфики российского рынка, менталитета его участников, наличия инсайдеров (тех, кто обладает информацией, недоступной широкой общественности) и прочих факторов эти концепции у нас «работают» далеко не всегда.
—Расскажите подробнее о некоторых курсах.
— Например, курс «Анализ финансовых рынков» состоит из двух частей. Первая часть посвящена техническому анализу, вторая - фундаментальному анализу. И если «Технический анализ» читается во всех вузах, по этой дисциплине издано много книг, то «Фундаментальный анализ» — явление редкое. Высшая школа экономики стала первым вузом, где начали читать этот курс, и наша кафедра встроила его во все свои учебные планы и программы. Для слушателей программы профпереподготовки его будет вести доцент нашей кафедры Андрей Столяров.
—Почему же «Фундаментальный анализ» непопулярен в других вузах?
— Когда Уоррена Баффета, самого успешного инвестора в мире, спросили, почему курс фундаментального анализа не преподают в американских университетах, он ответил: «В американских университетах любят преподавать сложные математизированные курсы, и фундаментальный анализ им кажется слишком простым». Действительно, в этом курсе нет математики с трехэтажными формулами, но суть его в том, чтобы выявить фундаментально недооцененные компании, имеющие потенциал роста. В этом случае не нужно строить сложные математические модели, для адекватной оценки достаточно простых индикаторов.
К слову, Уоррен Баффет, принимающий решения только на основе фундаментального анализа, добился впечатляющих результатов: свою деятельность он начал с 500 долларов, а сегодня его состояние — 62 млрд. долларов. Мы считаем, что любой специалист, работающий на финансовом рынке, должен освоить этот курс. Мы будем рассказывать о теории фундаментального анализа и приводить примеры — в частности, какими индикаторами пользуется Баффет, чтобы выявить недооцененные компании.
— Какие еще есть оригинальные и просто интересные курсы? Кто их читает?
— В основном со слушателями будут работать преподаватели нашей кафедры. Например, профессор Тамара Теплова прочтет курс, посвященный оценке стоимости компаний. Она стажировалась в вузах-партнерах Вышки в Лондоне, Сорбонне и Роттердаме, в совершенстве владеет западной идеологией оценки стоимости компании, но одновременно умеет ее адаптировать применительно к российской действительности.
Уникальность другого курса — «Инновации на финансовом рынке» — состоит в том, что в нем рассматриваются новые финансовые инструменты, которые в последнее время появляются на рынке. Новые финансовые инструменты рождаются на современном финансовом рынке каждый год. Их конструирование поставлено на поток, чтобы удовлетворить самые разнообразные вкусы участников: рискованных, консервативных и прочих инвесторов. В рамках этого курса мы будем объяснять, как создаются эти инструменты, какими свойствами они обладают, что механизм этих инструментов до конца не исследован, и никто не может стопроцентно предугадать, как они будут работать. «Инновации на финансовом рынке» читают два доцента нашей кафедры — Александр Аршавский и Сергей Меньшиков.
— Если по программе профпереподготовки решил обучаться человек, совсем не имеющий опыта работы на фондовом рынке, ваша кафедра сможет помочь ему найти работу, дать рекомендации?
— Мы не исключаем вероятность наличия таких людей и, конечно, готовы им помогать. Слушатели любых наших программ дополнительного образования, включая программу профпереподготовки, — такие же студенты Вышки, как и те, кто учится в бакалавриате или магистратуре. На нашу кафедру часто обращаются из инвестиционных компаний и банков с просьбой порекомендовать людей на работу, и для них, как правило, не имеет значения, по какой программе человек учится. Конечно, рекомендация — это только начало пути: успех трудоустройства зависит от того, как наш студент или выпускник пройдет собеседование, как себя проявит во время испытательного срока.
Так что мы обязательно будем представлять работодателям кандидатуры тех, кто обучается по программе переподготовки, если у компаний возникает спрос на таких специалистов. А спрос, конечно же, будет: несмотря на нынешнее падение российского рынка, я уверен в его будущем.
Беседовал Борис Старцев
Аршавский Александр Юрьевич
Меньшиков Сергей Михайлович