• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Медаль или грамота — не самоцель»

«Медаль или грамота — не самоцель»

@ Михаил Дмитриев

Выпускница Лицея ВШЭ Кристина Гончарова становилась призером и победителем многих престижных олимпиад, включая Всерос. Недавно она получила «бронзу» на Международной олимпиаде по экономике. Как ей это удалось, Кристина рассказала нашему порталу.

О Международной олимпиаде по экономике

Все три тура олимпиады на английском языке прошли в Питере за неделю: Economics, командный тур по решению бизнес-кейса и финансовая игра. Но в итоге игру пришлось переписывать — в ней обнаружили ошибку.

Economics — тур по экономике, очень похожий на Всерос, — весил 50% от итогового балла. Он включал стандартные экономические модели или вопросы, что такое комитмент, качественные задачи. Довольно трудно писать на английском, когда ты четыре часа без перерыва решаешь. От усталости я начала забывать английские слова. Тем не менее, этот тур у меня получился лучше всего, ведь я знала, чего ожидать.

В командном туре мы представляли решение бизнес-кейса по рентабельности развития вакуумных поездов Hyperloop в России. Слаженной работы не получилось: ребята спорили, недостаточно погружались в задачу. Также сыграл фактор стресса: нам выдали кейсы в 11 утра, до полуночи требовалось отправить презентацию, а на следующий день ее представить. Мы до четырех утра писали и учили текст, а ведь нужно было еще выспаться. Вторая российская команда — более опытная, они действительно хорошо выступили.

Финансовая игра весила 25%. На бирже мы торговали акциями, бондами, облигациями, ПИФами, недвижимостью, индексами экономики и производства, а также нефтью, золотом, биткоинами. Задача: используя разные источники дохода, накопить на пенсию. При этом с каждым годом баланс менялся, возникали различные расходы — например, на образование или на детей. На подготовительных курсах МГУ нам читали лекцию по финансовой грамотности, где преподаватель объяснял: если акции упали, они рано или поздно вырастут; облигации — это надежно, индекс всегда растет. Когда мы начали играть, ничего не росло, только падало все ниже и ниже. Участники обрадовались, когда узнали, что игра сломалась — иначе большинство из нас обанкротилось бы. Никто оказался не готов к такому развитию событий.

Сначала росло напряжение в аудитории, а потом будто случился кризис 2008 года: в момент все рухнуло, и никто не понимает, что происходит

Оказалось, игру остановили — нашли ошибку.

О питерской Вышке и шумных бразильцах

На Международной олимпиаде не только решали экономические задачи. Мы плавали на корабле по Неве. Ездили на экскурсию на завод Coca-Cola, а после гуляли по городу с волонтерами. Питерцы советовали нам поступать в местный кампус Вышки, где собирают первую группу олимпиадников. У них очень красивое здание, там невероятно уютно, но я уже поступила на совместную программу бакалавриата по экономике ВШЭ и РЭШ (сокращенно совбак) в Москве. Ее тоже можно условно назвать такой особой группой, куда идут самые сильные ребята с потока. Раньше победители олимпиад со всей России ехали учиться только в МГУ. Теперь в Вышке также созданы все возможности для тех, кто серьезно настроен на учебу.

@ Медиа-команда Международной олимпиады по экономике

В нашей команде я не знала никого из участников, но была знакома с участниками другой российской команды. Они более общительные, менее зациклены на учебе, поэтому мы познакомились на Всеросе и Выездной экономической школе (ВЭШ), часто встречаемся на разных экономических олимпиадах. В итоге почти всех однокурсников на совбаке я уже знаю.

Среди волонтеров тоже было много ребят с совбака, медиакоммуникаций, знакомых мне по ВЭШ и Всеросу. Но в основном мы общались с ребятами из других стран.

Ребята из Индии рассказывали, у них в каждом классе по 50 человек, а параллелей раза в три больше, чем у нас

Самыми шумными оказались испанцы, португальцы, бразильцы. На прощальной дискотеке они пели испанские песни, учили всех танцевать «макарену». Мы общались с командами Швейцарии, Новой Зеландии, а вот с непальцами трудно разговаривать — у них сложный акцент, я их не понимала. Спрашивали друг друга, в основном, как написал олимпиаду, нравится ли тебе здесь, чем интересуешься. С кем-то обменялись контактами: у нас популярен Вконтакте, у них Фейсбук, поэтому добавиться можно только в Инстаграм.

В один из дней пели песни под рояль. Включили видео с камином, парень из Греции играл на рояле Imagine Dragons, и все подпевали. Перед тем, как пойти на вечеринку, пели с нашими волонтерами русские песни под гитару. Последней была песня «Гореть» (неофициальный гимн Лицея ВШЭ — прим. ред.). Очень мило получилось.


@ Медиа-команда Международной олимпиады по экономике

В экономику идут раскрепощённые люди, которые любят петь, танцевать, играть на гитаре. Мы все друг друга знаем, атмосфера хорошая. А что нам еще делать после тура? Задачки решать?

О совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ

Я готовилась к Всеросу, чтобы поступить на совбак. В итоге я призер, а не победитель, но меня это не расстраивает

В Вышке много факультетов, на которых изучают экономику. В моем окружении лучшими считаются «Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета», «Экономика и статистика» и совбак — «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ». На совбак трудно поступить, в основном, туда попадают по Всеросу.

Я очень хотела поступить на совбак, потому что там классные амбициозные люди и много перспектив, это невероятно мотивирует. Здесь гибкое расписание, у тебя практически нет обязательных курсов. Тебя не заставляют учить то, что ты не считаешь нужным. Если ты не хочешь четыре года подряд изучать только микроэкономику, ты можешь закрыть основу и дальше выбирать именно то, что тебе интересно. Это похоже на наш Лицей: сдаешь базовый уровень и дальше занимаешься тем, что тебе нравится.

Еще на совбаке не очень много пар, можно ездить на различные кейс-чемпионаты и выездные школы, стажироваться. Сейчас мне интересны консалтинг, аналитика, не академический трек. Если и буду получать PHD, то только для повышения квалификации.

@Из личного архива Кристины Гончаровой

О победах на олимпиадах

Всего у меня пять побед на олимпиадах. В 10-м классе я была призером олимпиады МИЭФ, а в этом году стала победителем. Еще были МОШ, «Высшая проба», Всерос — и теперь бронза на международной олимпиаде.

Родителям я почти не рассказывала, чем занимаюсь. Папа иногда в час ночи заходил, видел меня за учебниками, говорил «ложись спать». Они знали, что я хочу на совбак и для этого нужен Всерос. Что могу пойти на МИЭФ, но там ты должен все время попадать в топ рейтинга, чтобы получать скидку. А я не хочу учить ненужные предметы только ради этого. Родители понимали, есть запасной вариант, и не так волновались.

Об учебе в Лицее

Когда я поступила в Лицей, я плохо знала экономику и не разбиралась в школах и их местах в рейтинге. Я не осознавала, куда поступать после 11 класса. Но когда попала в Лицей, начала соображать. Думаю, так получится и на совбаке: обсуждая плюсы и минусы той или иной компании с однокурсниками и преподавателями, проще выбрать работодателя.

Я не хотела идти на экономику, считала ее несерьезной наукой, планировала заниматься физикой. Мне не нравилась моя школа, хотелось оттуда уйти. В Лицее я выбирала между направлениями «Математика и экономика» и «Информатика, инженерия и математика», где изучают физику. А потом решила: глупо идти в лучший экономический лицей — и не на экономику. Выбрала Матэк. В итоге втянулась: мне понравились люди, мне понравилась экономика, а физика показалась скучной.

@ Фото: Михаил Дмитриев

В 10-м классе я занималась только математикой. У нас было 8 пар математики, 16 часов в неделю. Дома я делала только математику, остальное — на парах. Поэтому экономикой я тоже не успевала заниматься усиленно. В электричке, дома, в метро я делала математику. Это дало мне возможность вообще не заниматься ей в 11-м классе.

В Лицее никто не стоит над тобой с палкой

У тебя есть право не ходить на 50% пар. Чтобы получить аттестацию, нужно только закрыть все контрольные работы и зачеты. Это дает возможность для самореализации: если ты понимаешь, что тебе не нужно приходить на литературу или историю, лучше ты поедешь к репетитору, чтобы усиленно подготовиться к ЕГЭ по математике или Всеросу, — проблем не возникнет. Старшие классы — последняя возможность подготовиться к поступлению в вуз, все это понимают.

Кроме математики и экономики, в 10-м классе мне нравились психология и философия, ТОК (сокращенное название предмета «Теория познания» — прим. ред.), где мы изучали основные понятия: гносеологический пессимизм и оптимизм, номинализм, рационализм — про него даже делали рэп-батлы. А уже в 11-м прошли ознакомительный курс по истории философии, обладая представлением о базовых понятиях.

Люблю книги по психологии — знание законов человеческого поведения помогает разрешить те или иные ситуации. Различные теории применимы в жизни и упорядочивают ее. Ты осознаешь, как происходит процесс мышления, сопоставляешь воззрения различных авторов. Можешь рассуждать об идеальном государстве, используя аргументы Платона.

О подготовке к Всеросу

Дорога от дома до Лицея долгая, полтора часа в одну сторону, на электричке и метро. В пути я читала одну-две главы учебника и выполняла тесты, иногда и по десять страниц. Я брала репетитора, как и многие ребята из Лицея, чтобы он заставлял меня заниматься, помогал разбирать то, что я не поняла. Поначалу он задавал много домашней работы, а я ее не делала. Но потом перестроилась, поняла, что нужна самоорганизация, и начала решать и по три часа в день, вне зависимости от того, в каком я состоянии и как поздно пришла домой. Когда заканчивались пары и репетитор, я приезжала домой и опять садилась решать. С полуночи — и до 2-3 ночи. Стала приносить проверку столько готовых заданий, что репетитор не успевал проверять.

@Из личного архива Кристины Гончаровой

Практически не изучая экономику, я прошла на факультатив к Александру Николаевичу Челеховскому и решила попробовать взять Всерос. Мы прошли всего одну тему — кривую производственных возможностей, больше я ничего не знала. В качестве отбора надо было написать олимпиаду. Я решила всего одну задачу, но сделала это идеально — и меня взяли. Забавно, я всегда оказывалась последней, особенно когда только пришла в 10-й класс Лицея и учила основные предметы практически с нуля.

Когда в 11-м классе мы писали олимпиаду, я получила 20-е место из 30-ти. Стала сама заниматься —  и попала в топ-10. А в итоге стала первой

Я узнала о совбаке, когда в 10-м классе ребята решали, что будут делать, если выиграют Всерос. В итоге девять 11-классников Лицея стали призерами Всероса и все они идут туда.

На муниципальный этап в 10-м классе пришли все экономисты Лицея — ребята с направления «Экономика и математика» и «Экономика и социальные науки». Люди в 10-м классе загораются желанием взять Всерос, но в 11-м понимают, что это рискованно и начинают готовиться к ЕГЭ. Потому что есть ребята, которые готовились, все ставили на Всерос — и не взяли. Тогда приходится за два месяца готовиться ко всем предметам.

@Фото: Михаил Дмитриев

Очень многие тащили Всерос, потому что не хотели готовиться к ЕГЭ. Я тоже не хотела его сдавать и понимала, что на совбак мне все равно это ничего не даст. При этом у меня всегда все было хорошо с математическими предметами. К математике я готовилась накануне экзамена, к русскому не готовилась вообще. Если за 11 лет не подготовилась, то уже бесполезно. В итоге на математике я не решила две простые задачи и получила 94 балла, по русскому у меня 91 балл.

На Всерос мы поехали дружной лицейской семьей из 30 человек. Постоянно собирались вместе, смотрели фильмы, играли с Александром Николаевичем (руководитель направления «Экономика и математика») в «Алиас» (это настольная игра типа «Крокодила»). Играли «Сплин», «Би-2», Цоя, самые прогрессивные — «Свидание», «Самое простое число». Из старых — Земфиру, «Ночных снайперов», Монеточку, конечно, иногда Валерия Меладзе.

В Лицее мы были одной семьей, радовались за других, говорили друг другу «ты все сможешь». Хотя формально мы — конкуренты

Мы часто ходим в гости друг к другу, празднуем дни рождения. Когда готовились к олимпиадам, приносили на факультатив торт, заваривали чай, недавно Александр Николаевич приносил шахматы. А вот гитары всегда оставляли для выездных школ. В ВЭШ, на сборах и на Всеросе мы тоже держались вместе. Я рада, что мы продолжим поддерживать друг друга и дальше.