• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Американцы встречали нас с удивительным радушием»

Слева направо Оксана Гандзюк, Дарья Касьяненко, Екатерина Харитонова, Илья Сагайдак

Слева направо Оксана Гандзюк, Дарья Касьяненко, Екатерина Харитонова, Илья Сагайдак
@Дарья Горшенина

Как с фермерского рынка записать стендап на английском? Общительны ли вермонтцы? Сколько способов манипуляции в фотожурналистике? Студенты Департамента медиа ВШЭ делятся самыми разными впечатлениями о летней стажировке в США.

За океаном студенты Вышки провели почти месяц. Программа оказалась крайне насыщенной: они побывали в нескольких штатах, познакомились с сотрудниками редакций местных СМИ. The Boston Globe, WGBH, Burlington Free Press, WCAX-TV, VPR, Emerson College, UMass Amherst — вот неполный список медиа и университетов, жизнь которых наши ребята исследовали изнутри. 

Студенческая жизнь как в кино

В штате Вермонт студенты жили 12 дней. В Летней школе Media Literacy Camp в университете Champlain College они создавали медиаконтент и изучали различия между американскими и российскими СМИ. «У нас было задание снять репортаж на местном фермерском рынке, – рассказывает студентка магистерской программы “Менеджмент в СМИ” Оксана Гандзюк. – Мы получили безумно крутой опыт! Нужно было вести съемку профессиональной камерой, с тяжелым штативом, записать стендап на английском и взять комментарии минимум у шести местных жителей, которые, кстати, всегда открыты к общению».

Особенно впечатлили Оксану атрибуты американской студенческой жизни: большой кампус, уютное общежитие, университетская библиотека. «Почувствовала себя как в кино», – шутит Оксана. Свои неожиданные открытия сделал и студент ОП «Медикоммуникации» Илья Сагайдак. «Первое и самое важное знание — я не хочу быть журналистом, – говорит он. – Да, я узнал, что значит быть медиаграмотным, как докопаться до истины и не погрязнуть в разнообразии мнений и фактов. Открыл для себя новые техники съёмки, потренировался брать интервью, узнал о необычных приёмах монтажа, способах манипуляции в фотожурналистике, понял, как закон может защищать журналистов. Но также я понял, что всё ещё нахожусь в поиске дела всей жизни».

Кроме профессиональной среды ребята погрузились и в культурную жизнь американцев. Посмотрели бродвейские мюзиклы в Нью-Йорке и Blue Man Show в Бостоне, посетили музеи Вашингтона и покатались на аттракционах в Six Flags в штате Массачусетс. Отметили День Независимости США праздничным ужином на корабле и салютом на озере в Берлингтоне.

Салют на озере Шамплейн в День Независимости США
Салют на озере Шамплейн в День Независимости США

MEGA по обмену

«Американцы – очень радушные люди, – говорит студентка магистерской программы «Менеджмент в СМИ» Дарья Касьяненко. – Здорово, что мы смогли поехать на стажировку благодаря обменной программе MEGA, расширили горизонты и набрались опыта, чтобы в профессиональной работе использовать новые навыки и идеи».

The Media Exchange for Global Achievement (MEGA) — образовательная программа, финансируемая посольством США в Москве. Её цель — дать журналистам и учащимся журфака в возрасте от 18 до 22 лет возможность узнать о роли медиа в американском обществе и улучшить свои практические навыки.

В этом году заявки на участие в программе подали около 400 человек, в финал прошли двадцать, среди них — четыре студента Вышки. Отбор проходил в несколько этапов. 

«Конкурс был легкий — заполняешь анкету и представляешь свой медиапродукт на тему „Я лидер в области медиаграмотности в России“. Звучит сложно, но на самом деле все просто: пишешь, что делаешь в журналистике, как к этому пришел, что такое медиаграмотность и как дела с этим вопросом в России. После рассмотрения проекта с тобой проводят собеседование онлайн – и сообщают результат», — рассказала студентка ОП «Журналистика» Екатерина Харитонова.

Финалисты программы MEGA и шапероны PH International в Монтпилиере, столице штата Вермонт
Финалисты программы MEGA и шапероны PH International в Монтпилиере, столице штата Вермонт
@Валерия Дубковская

Университет, открытый миру

В Департаменте медиа говорят, что всячески поощряют международные обмены. По словам Анны Новиковой, руководителя магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», ежегодно несколько учащихся программы отправляются на стажировки в разные страны Америки, Европы, Азии и Африки. 

 Если студент хочет ехать на стажировку, я делаю всё от меня зависящее, чтобы ему помочь

Анна Новикова отмечает, что с адаптацией студентов в новой среде проблем нет – сложности связаны с финансовой стороной: «Учиться в США – это дорого. В Европе несколько дешевле, но тоже не каждому доступно. Мы бы хотели сделать зарубежные стажировки для наших ребят массовыми и постоянными. Сейчас Вышка административно и финансово поддерживает разовые поездки».

Иностранцы тоже с удовольствием приезжают на стажировку в Вышку, рассказывает Анна Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности: «Каждый год на майноре “Медиа и массовые коммуникации”, которым я руковожу, есть несколько иностранцев. В 2018-м, например, у нас учились два американца». Студенты из США прошли полугодичный курс – и стали намного свободнее говорить по-русски.

Вышка открыта к расширению международных связей, говорит руководитель Департамента медиа Илья Кирия.

 Мы не просто помогаем студентам интегрироваться в другую культурную среду, но и налаживаем диалог между различными медиаиндустриями

Диалогу способствует и приток в Вышку зарубежных преподавателей, читающих студентам полноценные курсы.  В новом учебном году, например, курс по трансмедийному сторителлингу будет вести преподаватель из Таллиннской школы медиа и кино.