Весенние возможности Фонда образовательных инноваций
Действующая с 2008 года программа «Фонд образовательных инноваций ВШЭ» (ФОИ) нацелена на стимулирование преподавательской работы, улучшение качества образовательных программ, поддержку инновационных разработок и распространение лучших педагогических практик. В этом году в рамках весенних конкурсных программ ФОИ появилось три новых конкурса, о них рассказывает исполнительный директор этого фонда Оксана Черненко.
— Оксана Эдуардовна, на что стоит обратить внимание потенциальным конкурсантам, желающим подать заявки на участие в весенних конкурсах ФОИ?
— Я надеюсь, что многие коллеги за эти годы успели уже познакомиться с возможностями, которые предоставляет программа «Фонд образовательных инноваций». Конкурсы ФОИ можно разделить на «поощрительные», когда оцениваются итоги проделанной работы, и «стимулирующие», связанные с поддержкой планируемой работы. Все заявки подаются на инициативной основе преподавателями нашего университета. По процедуре подачи документов на конкурс можно выделить постоянно действующие конкурсы, то есть конкурсы без ограничений срока подачи документов (на разработку концепций совместных магистерских программ с зарубежными университетами, преподавание курсов на английском языке и в дистанционном режиме, видеозапись лекций) и конкурсы, заявки на участие в которых подаются дважды в год — весной и осенью: разработка и внедрение в учебный процесс оригинальных моделей организации научно-исследовательского семинара в бакалавриате и магистратуре, методик проведения семинарских занятий, разработка оригинального учебного курса по развитию академических навыков студентов и оригинальной программы дисциплины учебного практикума.
Хотелось бы обратить внимание преподавателей на возможность участия в новых конкурсах, это конкурсы на создание образовательных продуктов на базе LMS, созданиеоригинальных программ междисциплинарных учебных курсов и программ по развитию академических навыков для профессиональной коммуникации на английском языке.
Итак, по порядку. Конкурс на создание образовательных продуктов на платформе LMS. При всем многообразии платформ, с которыми коллеги, возможно, уже знакомы, Высшая школа экономики выбрала именно эту в силу ряда причин: прежде всего, в LMS более понятный интерфейс по сравнению с другими известными системами. Учитывая значительное количество преподавателей, которым прежде не доводилось работать с системами поддержки учебного процесса, данное преимущество кажется довольно существенным. Также есть возможность обеспечить связность с уже имеющимися в Высшей школе экономики базами данных, требующаяся доработка довольна проста с технической точки зрения. Последнее, но не менее важное — бесплатная лицензия для использования неограниченным кругом пользователей.
Платформа LMS позволяет каждому преподавателю Вышки создать виртуальный рабочий кабинет и самостоятельно осуществлять «электронную» поддержку своего учебного курса. В этом конкурсе предусмотрено пять позиций. Первая — разработка учебного курса в LMS для поддержки преподавания какой-либо учебной дисциплины. Во-вторых, формирование библиотеки тестов. Третья позиция — проведение цикла событий или мероприятий. Четвертая — создание курса дистанционного обучения. И пятая — создание тематического справочника. Хочу обратить внимание коллег, что в рамках конкурса образовательных продуктов на базе платформы LMS рассматриваются заявки на уже созданные продукты, а также заявки на создание подобного продукта в течение следующего учебного года.
Вторая важная и новая позиция в рамках конкурса образовательных инноваций ориентирована на создание новых программ учебных дисциплин по развитию академических навыков на английском языке: Academic Reading, Academic Listening, Academic Writing, Academic Speaking. Этот конкурс для преподавателей иностранных языков, и здесь мы рассчитываем на активность коллег с кафедр английского языка на различных факультетах ВШЭ.
С идей формирования сплоченного профессионального сообщества связан еще один новый конкурс, который в этом году впервые открывается в рамках программ фонда, он направлен на создание междисциплинарных учебных курсов. Идея организовать подобный конкурс обсуждалась на одном из выездных семинаров кадрового резерва ВШЭ, где молодые коллеги сетовали на свою разобщенность. Они высказывались за создание общих курсов усилиями преподавателей разных факультетов: социологов с менеджерами, менеджеров с психологами, юристов с социологами и так далее. На конкурс можно будет подавать заявки на создание учебных программ, объединяющих различные научные области, важно, чтобы рассматриваемая дисциплина была включена в рабочий учебный план хотя бы одного из факультетов, представители которого участвуют в разработке. Эта идея не так проста, как кажется, мы понимаем, что создание единого курса представителями различных научных дискурсов может потребовать выработки принципиально новых методологий и подходов к содержанию предмета и его преподнесению аудитории, но мы ожидаем, что в данной номинации будет много интересных заявок. Тем более что основой для новых курсов могут стать материалы и результаты междисциплинарных научных исследований.
— Налажены ли в рамках деятельности фонда механизмы, позволяющие участникам конкурсов знакомиться с наработками друг друга, обмениваться опытом, не остается ли все это богатство инновационных продуктов достоянием лишь его создателей?
— Это один из самых важных вопросов, который стоит перед нами, так как задача Фонда образовательных инноваций — не только собирать новации и лучшие преподавательские практики, но и рассказывать о них, способствовать их распространению в университете. Недавно мы провели семинар, на котором победители конкурсов ФОИ представили свои методические разработки, связанные с преподаванием как иностранных языков, так и различных дисциплин на английском языке. Это мероприятие прошло в режиме видеоконференции с участием филиалов ВШЭ, что особенно важно. Мы бы хотели, чтобы преподаватели из филиалов и разных подразделений познакомились с педагогическими находками коллег, обменялись профессиональным опытом и секретами и просто увидели, что делают другие в этом направлении. На мой взгляд, подобное мероприятие должно способствовать формированию единого профессионального поля, объединяющего вышкинских преподавателей. Видеозапись семинара, а также все представленные на нем презентации можно увидеть на странице ФОИ. В наших планах — проведение серии подобных семинаров по распространению лучших педагогических практик.
Кстати, в нашем арсенале есть конкурс, который организован усилиями сразу трех подразделений университета: методического управления, управления академического развития и фонда образовательных инноваций — конкурс учебных ассистентов, и мы только что объявили начало приема заявок по дисциплинам, которые начнутся в 1-2 модулях следующего учебного года.
— Каковы основные условия участия в конкурсных программах Фонда образовательных инноваций?
— На конкурсные программы Фонда образовательных инноваций могут подаваться результаты педагогической деятельности — заявки, описывающие уже созданные и апробированные методики, например, проведения научно-исследовательских семинаров в магистратуре и бакалавриате, проведения семинарских занятий. Также можно представить заявку на разработку, например, учебной программы. В этом случае обязательным условием для участия в конкурсах ФОИ является подтверждение того, что созданному вами образовательному продукту найдется место в рабочем учебном плане факультета или отделения. Только при таком условии заявка будет рассмотрена, и в случае ее одобрения, у вас будет достаточно времени, чтобы подготовить программу и выйти с ней в новый учебный год. К оцениванию заявок привлекаются внутренние и внешние эксперты, окончательное решение принимается на заседание Бюро совета ФОИ, в состав которого входят руководители университета, его ведущие профессора.
— В списке конкурсных программ ФОИ появилась «вольная номинация», что это значит?
— «Вольная номинация» создана для тех, кто не нашел в перечисленных номинациях описания придуманного им и реализованного педагогического новшества, оригинальной идеи или элемента организации учебного процесса, но готов вынести подобную идею, новацию на рассмотрение экспертов и коллег. Опыт предыдущего конкурса показал, что эта номинация востребована. Приведу просто названия некоторых работ, признанных победителями: Комплекс методик диагностического и итогового контроля знаний по адаптационным дисциплинам учебного плана магистратуры (факультет социологии, СПб филиал ВШЭ), практика проведения мини-конференции (дискуссии) по курсам «Методы оптимальных решений» и «Теория игр» (факультет экономики), Podcasting как средство оптимизации процесса изучения языковых предметов (кафедра иностранных языков факультета мировой экономики и мировой политики). Как видите, в «вольную номинацию» поступают заявки по различным дисциплинам со всей Вышки.
Хочется напоследок отметить, что в конкурсах ФОИ приняло участие более 300 коллег, 46 разработок были признаны лучшими в 2009-м и в 2010-м годах.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ