«Хочешь помочь — не мешай!»
— Владимир Артурович, было ли это назначение неожиданным для вас?
— На самом деле ничего неожиданного не случилось. Как заместитель декана по учебной работе я исполняю обязанности декана факультета во время его отсутствия — на период отпуска, командировки или болезни. Так что это — обычная управленческая ситуация.
— Какими будут ваши первые административные шаги?
— Приглашу коллег к откровенному разговору о нынешнем положении на факультете и предложу им высказать свои критические замечания и предложения.
— Ожидаются ли организационно-кадровые изменения или коррекция образовательной стратегии факультета?
— Дело в том, что я не сторонник «резких движений» в управлении и считаю, что должность декана — чисто менеджерская. Декану вовсе не обязательно быть лидером или обладать личной харизмой. На мой взгляд, главная задача декана, и уж тем более временно исполняющего его обязанности, — создать и поддерживать на факультете благоприятные условия для студентов и преподавателей, включенных в общий образовательный процесс и в научно-исследовательскую деятельность. Я имею в виду условия, благоприятные во всех смыслах — от материально-технической оснащенности учебных, научных и офисных помещений, организации питания и информирования студентов и сотрудников об академической жизни в университете и за его пределами до создания общей атмосферы домашнего уюта в стенах здания и взаимной приязни и уважения в отношениях, как деловых, так и межличностных. В этом смысле мне близок по духу не совсем традиционный управленческий девиз: «Хочешь помочь — не мешай!»
Что же касается образовательной, как, впрочем, и научной стратегии, то здесь еще одной важной зоной ответственности декана я считаю обеспечение реализации масштабных стратегических задач, уже принятых факультетом к исполнению. В прошлом году Ученый совет факультета одобрил программу развития на период 2010–2020 годов. Необходимо добиться последовательного выполнения этой программы. Кроме того, преподаватели факультета в долгих и жарких дискуссиях, не прекращавшихся всю зиму и весну этого года, разработали оригинальный образовательный стандарт, на основе которого был в свою очередь создан базовый учебный план для набора студентов 2010 года. Как говорится, «блин-то мы испекли», а вот будет ли он комом, узнаем уже к маю-июню 2011 года.
— В чем вы видите основные проблемы факультета?
— Непростой вопрос. Я бы слукавил, если б заявил, что точно знаю, что именно на факультете обстоит не так, как нужно, и как с этим справиться. Прежде всего я хотел бы выслушать своих коллег — преподавателей, учебно-вспомогательный персонал и, конечно, студентов. Могу предположить, что услышу не просто разные, но во многом и противоположные мнения. Так что нам предстоит нелегкая работа по своеобразному коллективному самопознанию и осмыслению того, что мешает факультету двигаться к намеченным целям, а что, может быть, не совсем верно было заложено в эти самые цели… Лично для меня серьезной проблемой является отсутствие аналитического подхода к принятию управленческих решений. У нас нет полноценного представления о том абитуриенте, который выбирает наш факультет и, соответственно, нет представления о том месте, которое факультет реально занимает на рынке образовательных услуг. Мы не имеем ясного социально-психологического портрета наших студентов и четкого видения их становления в динамике, от первого курса до последнего. У нас фактически отсутствует надежная и систематически обновляемая информация о наших выпускниках и о том мнении, которое складывается о них у работодателей. Мне думается, в этом и проявляется наша ключевая проблема.
— А что вы думаете о конкурентоспособности факультета на рынке психологического образования?
— Этот вопрос напрямую перекликается с предыдущим. Декан факультета (или исполняющий его обязанности) должен не думать, он должен это знать. А я этого не знаю и не хочу фантазировать на эту тему. Пока мы можем лишь констатировать, что факультет «держится на плаву» и вызывает к себе интерес абитуриентов и их родителей. Но этот интерес неустойчив, и пока мы мало привлекательны для лучших выпускников российских школ. Средний балл по ЕГЭ у нас — самый низкий среди факультетов Вышки. И эту ситуацию, безусловно, нужно менять в позитивную сторону.
— Первого октября состоялось общее собрание профессорско-преподавательского состава Вышки. Что из обсуждаемых на нем вопросов имеет самое непосредственное отношение к факультету психологии?
— Полагаю, все, что обсуждалось на этом собрании и будет обсуждаться на следующей встрече, имеет отношение к нашему факультету. И в этом смысле, я — чрезвычайно заинтересованный делегат от факультета психологии.
— Как вы оцениваете студенческий набор этого года?
— Пока не готов давать какие-либо оценки. Открытые, умные лица первокурсников, которые я каждый день вижу в нашем здании, вселяют в меня и надежду, и уверенность, что вместе с ними и для них мы сделаем наш факультет лучшим. Под словом «мы» я подразумеваю весь коллектив факультета. Мы не можем обмануть ожидания наших студентов и обязаны сделать все, чтобы от курса к курсу в них росла и крепла уверенность, что они не ошиблись в выборе профессии психолога.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ