Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам
Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.
О специфике вузовского психолога
Программа стажировки была открыта, чтобы восполнить пробел в специалистах, понимающих специфику работы внутрикорпоративного вузовского психолога. По словам директора Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирины Макаровой, внутрикорпоративная психологическая консультация в целом и внутри вуза в частности — явление в России не очень распространенное, потому что обучающих программ, готовящих корпоративных психологов, крайне мало.
«Мы столкнулись с этой проблемой, когда поняли, что наш Центр нуждается в притоке кадров, а брать их негде», — говорит Ирина Макарова.
Самый яркий пример работы психолога внутри корпорации, убеждена Ирина Макарова, это школа. Но в то же время это не очень хороший пример, так как в школе психологу зачастую не особенно доверяют ни дети, ни их родители. Потому что философия школьной психологии нередко выстроена следующим образом: учитель жалуется на «плохого» ученика, психолог пытается этого ученика «исправить». Позиция Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ прямо противоположная.
Ирина Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
«Запрос на психологическую консультацию должен исходить только от самого студента, или выпускника, а не от людей, которые по каким-то причинам недовольны его поведением. К нам не приходят преподаватели жаловаться на «плохих» студентов, — подчеркивает Ирина Макарова. — Но преподаватели и родители конкретного студента могут посоветоваться с психологом о том, что изменить в собственном поведении, чтобы улучшить с ним взаимоотношения. Нам важно, чтобы нам доверяли, поэтому первое, что мы прорабатываем с нашими стажерами — этические аспекты, работа в условиях конфиденциальности, анонимности. При этом мы учим стажеров и тому, как вести себя в экстренных ситуациях, когда есть угроза жизни и здоровья. Здесь важно, чтобы сам психолог не боялся этих тем, потому что они будут встречаться в практике, и ясно осознавал, где он может помочь, а где заканчиваются его компетенции». Для таких случаев Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ сотрудничает с рядом государственных и частных клиник Москвы.
Обратиться за очной бесплатной консультацией, или написать письмо cpkhse@hse.ru психологу Центра могут студенты и аспиранты. Кроме этого, для сотрудников и родителей предусмотрена одна бесплатная консультация по вопросам взаимоотношений со студентом, последующие консультации — платные. Выпускники и сторонние люди могут получить консультацию специалистов Центра на платной основе.
Мария Алипова, психолог Центра, выпускница программы «Консультативная психология. Персонология» НИУ ВШЭ
© Михаил Дмитриев/ Высшая школа экономики
«Наиболее частые проблемы, с которыми обращаются в Центр, это тревога, стресс, апатия, связанная с высокой учебной нагрузкой, перенапряжением во время сессий, — рассказывает Мария Алипова, психолог Центра, выпускница программы «Консультативная психология. Персонология» НИУ ВШЭ и бывший стажер Центра. — В начале осени много обращений, связанных с трудностями адаптации к новым условиям жизни: оторванность от дома и семьи, непривычная жизнь в общежитии и так далее. Часто студентов беспокоят вопросы, как выстроить взаимоотношения с однокурсниками, родителями, найти свой путь в жизни и реализовать свой потенциал». Работать с этими запросами учат на программе стажировки в Центре психологического консультирования НИУ ВШЭ.
Как проходит стажировка?
Стажировка состоит из двух этапов. На первом этапе стажеры учатся отвечать на реальные письма, которые когда-то поступили в Центр, обсуждая свои ответы сначала в общей группе, затем на индивидуальных встречах с супервизорами — психологами Центра.
«Люди, которые пишут письма, не всегда готовы прийти на личную консультацию. Причины этого бывают разные. Кто-то стесняется говорить о проблеме очно, кто-то не считает необходимым, — рассказывает Мария Алипова. — Часто мы получаем письма, состоящие из одной строчки, а иногда их объем достигает трех листов. Иногда диалог обрывается после первого письма, возможно, потому что человек получил ответ и разрешил свою проблему, но есть примеры, когда после долгой переписки человек решается на очный разговор. Когда ты отвечаешь на письмо, нет никакой гарантии, что человек напишет еще раз или тем более придет на очную консультацию. И это повышает уровень ответственности, нужно быть очень внимательным к тому, что и как ты пишешь. Именно поэтому на программе так много времени уделяется этой работе, стажер обсуждает свои ответы с разными супервизорами. Я убеждена, что основная задача психолога, отвечающего на письмо, поддержать клиента, поблагодарить за сделанный шаг, но и, конечно, пригласить на консультацию».
6
психологов работают в штате Центра
15
человек проходят сейчас стажировку в Центре
На втором этапе стажеры проводят очные консультации с теми, кто обратился в Центр (клиентов предупреждают, что с ними будет работать стажер), после чего каждый стажер проходит индивидуальную супервизию с одним из психологов Центра. Кроме этого, стажеры принимают участие в групповых супервизиях Центра и в работе стажерской группы.
Работа над письмами в группе длится около двух – трех месяцев, дальнейшие сроки индивидуальны для каждого стажера.
«Очень часто начинающие специалисты сталкиваются с достаточно высоким уровнем собственной тревоги, — рассказывает Мария Алипова. — Мне как супервизору по работе стажеров с письмами важно понять, какие трудности возникают у стажера в процессе написания ответа, в чем причина его страхов и тревог, в чем он сам видит трудность, какие чувства испытывает, насколько хорошо он осознает проходящую между ним и его клиентом границу. И здесь важно поддержать самого психолога, снизить уровень его тревоги, дать возможные направления для его дальнейшей работы».
О том, чему их научила программа, рассказывают стажеры
Анна Щадина, бакалаврская программа «Современная социальная психология» МГППУ:
«Мне нравится, что участие в программе стажировки, с одной стороны, дает поддержку профессионального сообщества, возможность учиться у коллег, с другой — развиваться как частнопрактикующий психолог.
Работа с письмами (стажеры отрабатывают свои психологические навыки на письмах, утративших актуальность) была довольно ресурсной, потому что одновременно со мной на это же письмо отвечают и другие стажеры, после чего происходит обсуждение в стажерской группе с участием супервизоров — психологов Центра. Для меня ценно, что каждый супервизор и стажер учились и работают в разных психологических подходах, и соответственно, я могла наблюдать разные точки зрения, разное видение проблемы, различную интерпретацию одного и того же письма. Я видела, как много бывает правильных и неправильных ответов, и научилась выстраивать свой письменный ответ более корректно».
Виктория Пархаева, бакалаврская программа «Психология» РГГУ, магистерская программа «Консультативная психология. Персонология», специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия» НИУ ВШЭ:
«Я пришла на программу, потому что хотела оказаться в сообществе профессионалов, получить поддержку, опыт и общение. Сейчас практика в Центре — это дополнительная приятная очная работа с людьми и сообщество, без которого мне уже сложно представить свою жизнь.
Для психолога очень важно, когда он начинает консультировать очно, установить контакт со своим клиентом. Вначале необходимо позаботиться об элементарном физическом комфорте человека (плед, вода, платки), спросить, достаточно ли воздуха, предложить чай и так далее. В процессе работы важно быть внимательным к тому, что человек говорит, с какой интонацией, какие слова употребляет, описывая свою ситуацию. Соответственно отвечать я стараюсь понятными для клиента словами. Так же для психолога очень важно не увязать в проблеме человека, но и не быть равнодушным. Поэтому личная психотерапия с супервизорами Центра очень сильно помогает восстановить собственное равновесие. В конце я обязательно интересуюсь, было ли человеку комфортно, и даю домашнее задание, которое помогает поддерживать дальнейшую связь с клиентом».
Елена Ильина, магистерская программа «Консультативная психология. Персонология», специализация «Экзистенциальный анализ и логотерапия» НИУ ВШЭ:
«Программа стажировки придала мне профессиональной уверенности, я стала более устойчивой в качестве психолога. Плюс программа позволяет совмещать практику в Центре психологического консультирования ВШЭ с другой работой. Параллельно я работаю в реабилитационном центре для несовершеннолетних.
У меня был достаточно длительный период работы с письмами (около 1,5 года), возможно, это было связано с тем, что опыт очного консультирования у меня был, а с письмами — нет. Справиться со всеми возникающими трудностями, в том числе с личными переживаниями, возникающими в процессе работы, мне помогали групповые встречи стажеров с супервизорами. В целом я считаю, что программа стажировки очень хорошо поддерживает начинающего специалиста».
Подать заявку на стажировку cpkintern@yandex.ru могут люди с психологическим образованием, желающие специализироваться в клинической, консультативной психологии, или психотерапии. Отбор на стажировку происходит по результатам собеседования. Важно понимать, что участие в стажировке не гарантирует последующее трудоустройство в Центр психологического консультирования ВШЭ, но дает опыт для старта, например, частной практики.
Алипова Мария Сергеевна
Психолог Центра психологического консультирования
Макарова Ирина Вилориевна
Директор Центра психологического консультирования